Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Образование

Автор: Филиппов Сергей Сергеевич

Информация в управлении физической культурой школьников


В управлении различными сферами физической культуры используется самая разнообразная социальная информация. Среди этой информации определенное значение в управленческой деятельности справедливо отводится статистической информации. По содержанию этот вид информации мы отнесли к фактографической, так как она отражает факт или совокупность фактов имевших место в сфере физической культуры и спорта [2]. Значение статистической информации состоит в том, что, во-первых, ее содержание отражает наиболее важные разделы деятельности различных физкультурных организаций. Например, форма № 1 - ФК «Сведения о физической культуре и спорте» включает разделы: о физкультурных кадрах, где отражены разные профессиональные категории, их образовательный уровень; физкультурно-оздоровительная работа; спортивные сооружения; финансирование физической культуры и спорта; развитие видов спорта; спортивное мастерство.

Далее, статистические данные носят объективный характер, достоверны, документально оформлены. Эти характеристики статистической информации обеспечиваются тем, что нарушение порядка ее представления и недостоверность влечет ответственность, установленную статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195 - ФЗ, а также статьей 3 закона Российской Федерации от 13.05.1992 № 2761-1 «Об ответственности за нарушения порядка предоставления государственной статистической отчетности».

В-третьих, как отмечается в литературе [7], ценным свойством статистических материалов является методическая строгость их сбора и обработки и, как следствие этого, большая степень их доступности для всестороннего анализа, большая обоснованность и достоверность выводов, полученных на их основе.

И, наконец, анализ статистической информации позволяет своевременно выявить как положительные, так и отрицательные стороны в деятельности физкультурной организации, принять соответствующие меры по их устранению. Располагая объективными статистическими данными, работники органов управления, ученые, специалисты могут реально оценить положение в той или иной физкультурной организации. Изучая статистическую информацию за различные периоды времени, сопоставляя эти данные, органы управления могут получить материалы, позволяющие определить пути дальнейшего развития физкультурной организации, физкультурного движения в регионе, управления этим видом деятельности.

Вместе с тем сами факты имеют наибольшую практическую значимость только с позиций их научного анализа, в результате чего можно сделать правильные выводы, принять обоснованное управленческое решение.

Система статистической информации, содержание статистических данных, отражающих результаты деятельности в сфере физической культуры, постоянно совершенствуются. Являясь эффективным инструментом управления практической работой по физической культуре и спорту, важным видом социальной информации для научного анализа и обобщения тенденций развития отрасли, статистическая информация требует пристального внимания, продуктивного использования в управленческой деятельности. Различные аспекты совершенствования системы статистической информации в сфере физической культуры исследуются специалистами отрасли [3,5,6].

В данной статье статистические материалы рассматриваются как основа управления физической культурой школьников. Для анализа мы использовали статистические отчеты о физической культуре и спорте в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга за 1994-2004 гг.

В таблице 1 приведены сгруппированные статистические данные о физкультурно-оздоровительной и спортивной работе в образовательных учреждениях города. Анализ приведенных в таблице данных позволяет выявить некоторые тенденции, складывающиеся в физкультурно-оздоровительной и спортивной работе и использовать их в управленческой деятельности.
 

Физкультурно-оздоровительная и спортивная работа в образовательных учреждений Санкт-Петербурга

Показатели 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004
1.Количество учащихся 541362 550504 558723 563669 562168 552241 531955 470111 443416 414976 386615
2.Число КФК 602 607 610 614 617 620 620 625 627 615 616
3.Посещают заня­тия по ФК (%от общего количества учащихся) 505683 514928 510548 508171 498081 480549 459821 440335 422925 385571 359887
93,4% 93,5% 91,4% 90,2% 88,6% 87,0% 86,4% 93,7% 95,4% 92,9% 93,1%
4.Число занимающихся в секциях и группах по видам спорта (% от посещающих занятия) 59349 59403 60740 69424 61585 60384 57625 61037 46994 38460 42523
11,7% 11,5% 11,8% 13,7% 12,4% 12,6% 12,5% 13,9% 11,1% 10,0% 11,8%
5.Из них в плат­ных абонементных группах 639 336 2188 3616 Нет данных 586 368
6.Число учащихся, отнесенных по состоянию здоро­вья к спецмед- группе
(%от количества учащихся)
18817 23229 26065 26173 28746 28559 28847 27240 25991 16972 17871
3,5% 4,2% 4,7% 4,6% 5,1% 5,2% 5,4% 5,8% 5,9% 4,1% 4,6%
7.Из них посеща­ют
занятия по ФК в спецмедгруппах (%от учащихся, отнесенных к спецмедгруппе)
4300 3757 4619 5395 5226 5005 4856 4990 4714 4108 4956
22,9% 16,2% 17,7% 20,6% 18,2% 17,5% 16,8% 18,3% 18,1% 24,2 27,7%
8.Форма стати­стического отчета -Форма -ФК Утв. Госкомста­том РФ № 47 от 21.08.1991 № 79 от 23.07.1996 № 9 от 11.09.1998 № 84 от 12.09.2003


 

Прежде всего, обращает на себя внимание уменьшение количества учащихся в образовательных учреждениях города (количество учащихся в образовательных учреждениях города уменьшилось с 1994 по 2004 годы почти на 155 тысяч человек), что отражает сложившуюся демографическую ситуацию как в Санкт-Петербурге, так и в целом по стране.

Из таблицы 1 явствует, что с 1994 года фиксируется некоторое уменьшение числа учащихся, посещающих занятия по физической культуре. Формально причиной не посещения занятий, как известно, может быть только освобождение по состоянию здоровья.

Анализ данных строки 6 таблицы свидетельствует об увеличении с 1994 года числа учащихся отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам. Школьники этой группы, должны заниматься по особым программам. Однако, как видно из строки 7 таблицы посещают занятия по лечебной физической культуре всего около четверти школьников (см. Рис. 1).

Поэтому одним из важнейших направлений работы образовательных учреждений по изменению ситуации с состоянием здоровья учащейся молодежи является внедрение в практику адаптивной физической культуры, включая все ее основные виды: адаптивное физическое воспитание, адаптивную двигательную рекреацию, адаптивный спорт, физическую реабилитацию, экстремальные виды двигательной активности и креативные (художественно-музыкальные) телесноориентированнные практики [1].

Практически на одном уровне остается число занимающихся в школьных секциях и группах по видам спорта - от 10% до 13,9% (см. Рис.2). Незначительная часть школьников занимается в платных абонементных группах. На наш взгляд, этот раздел статистической отчетности не дает полного представления о занятости детей в сфере физической культуры. Не попадают в отчет такие сведения как число детей, занимающихся в спортивных секциях подростковых клубов по месту жительства. Таких детей в Санкт-Петербурге около 80 000 [4].

Для управления физической культурой школьников необходимы данные о занятиях учащихся в коммерческих физкультурно-спортивных организациях. Причем все эти данные нужны администрации и педагогам в конкретном образовательном учреждении, а также в районном звене управления образованием и в регионе в целом. Только в этом случае будет полная картина занятости детей физкультурно-спортивной деятельностью, которая позволит принимать действенные меры по совершенствованию этой работы с детьми.

В таблице 2 представлены данные, характеризующие число занимающихся в секциях по видам спорта в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга в 1994-2004 годах. Из содержания таблицы видно, что наибольшее число школьников посещают спортивные секции по баскетболу, волейболу, футболу, легкой атлетики. На протяжении всего рассматриваемого периода самым популярным видом спорта является баскетбол, практически треть учащихся занимаются этим видом спорта. В целом же, баскетболом, волейболом, футболом и легкой атлетикой в анализируемом периоде занимались от 60% до 74% школьников, которые посещали школьные спортивные секции.

Одним из результатов работы спортивных секций является подготовка спортсменов массовых разрядов. Из материалов таблицы видно, что число подготовленных спортсменов массовых разрядов колебалось в районе 10-11%, то есть каждый десятый занимающийся выполнял разрядные нормативы.

Анализ статистической отчетности показал, что в рассмотренный период структура и содержание форм статотчетов менялась четыре раза (см. таблицу 1). В новых формах менялся, в том числе и раздел по видам спорта, которыми занимались школьники. В частности, в формах 1991 года был включен 21 вид спорта, 1996 г. - 24, 1998 г. - 55, а в 2003 г. - 101 вид спорта. Расширение числа видов спорта в отчетах позволило более точно указать, сколько школьников и какими видами спорта занимались.

Число учащихся занимающихся в секциях по видам спорта в образовательных учреждений Санкт-Петербурга


 

Из таблицы 2 видно, что количество видов спорта, которыми занимались школьники в образовательных учреждениях, увеличилось в 2 раза. Включение большего числа видов спорта в отчетные материалы привело, что вполне естественно, к уменьшению цифр, характеризующих количество учащихся, занимающихся видами спорта, не включенными в список статистического отчета.

В заключении можно отметить, что анализ даже части разделов статистического отчета дает хороший исходный материал для принятия управленческих решений по развитию детского спорта на всех уровнях управления.

Литература

  1. Адаптивная физическая культура в школе. Начальная школа/ Автор-составитель О.Э.Аксенова // Под общей редакцией С.П.Евсеева. - СПб.: СПбГАФК имени Лесгафта, 2003. - 240 с.
  2. Гуменюк Н.П., Гончаров В.Д., Филиппов С.С. Информация в сфере физической культуры. - Киев: Здоровья, 1982. - 112 с.
  3. Заварухина Л.А. Эффективность информационного обеспечения управления физической культурой и спортом в крупном промышленном центре: Автореф. дис. ... к.п.н. - СПб, 1997. - 23 с.
  4. Каля В.Ю. Клуб - место общения и полезной деятельности/ Простор для творчества/ Материалы городской научно-практической конференции «Система дополнительного образования Санкт-Петербурга». - СПб., 2003. - С. 163-166.
  5. Переверзин И.И. Искусство спортивного менеджмента. - М.: Советский спорт, 2004. - 416 с.
  6. Переверзин И.И., Рыбаловлев В.Г. Методологические основы построения отраслевой системы статистической информации по физической культуре и спорту// Теор. и практ. физ.культ. - 1976. - № 3. - С. 41-45.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle