Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

02 Июня 2019 Журнал "Спортивный психолог"

Виды спорта: Прыжки в воду

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Палий Вера Ивановна

Индивидуальные особенности спортсменок высокой квалификации, занимающихся прыжками в воду

Ключевые слова: спортсменки, высокая квалификация, прыжки в воду, факторы теста 16PF, успешность, спортивная деятельность.

Аннотация. В работе представлено исследование индивидуально-психологических особенностей личности спортсменок высокой квалификации, занимающихся прыжками в воду. Полученные эмпирические данные позволили выявить совокупность наиболее выраженных факторов, свойственных для более успешных спортсменок в данном виде спорта.

Keywords: sportswomen, high qualification, diving, factors 16 PF test, success, sports activity.

Abstract. The paper presents a study of individual psychological characteristics of highly qualified athletes involved in diving. The obtained empirical data allowed to reveal a set of the most pronounced factors peculiar to more successful sportswomen in this sport.

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества спорт высших достижений ориентирован на предельно высокие результаты и связан с высоким уровнем конкуренции. В работах [1-6] многими учеными представлены результаты исследований о связи индивидуально-психологических особенностей (ИПО) личности с успешностью спортивной деятельности. Вместе с тем проблему изучения зависимости успешности профессиональной спортивной деятельности от ИПО личности нельзя считать полностью решенной. В связи с этим мы считаем, что проведение исследований, направленных на выявление зависимости ИПО личности от успешности спортивной деятельности прыгунов в воду высокой квалификации, являются достаточно актуальными на данном этапе развития спорта высших достижений.

Целью исследования явилось изучение значимых индивидуально-психологических особенностей личности прыгунов в воду высокой квалификации в связи с успешностью спортивной деятельности.

Исходя из цели исследования, нами была выдвинута гипотеза о том, что девушки мастера спорта и мастера спорта международного класса, занимающиеся прыжками в воду отличаются по индивидуально психологическим особенностям личности от девушек, имеющих звание кандидаты в мастера спорта.

Организация исследования. В исследовании приняли участие девушки количестве 30 человек и в возрасте 18 лет, которые занимались прыжками в воду и имели высокую спортивную квалификацию мастера спорта международного класса (МСМК), мастера спорта России (МС) и кандидаты в мастера спорта (КМС).

Методы исследования. Решение научной задачи по изучению индивидуально психологических особенностей личности осуществлялось с помощью многофакторного опросника Кеттелла 16PF.

Для оценки достоверности различий между разными выборками использовался t-критерий Стьюдента.

Результаты исследования и их обсуждение.

Изучение индивидуально-психологических особенностей личности спортсменок высокой квалификации, специализирующихся по прыжкам в воду проводилось в два этапа.

На первом этапе изучалось распределение девушек данной выборки по факторам теста Кеттелла 16PF. Анализ результатов индивидуально-психологических особенностей личности девушек высокой квалификации занимающихся прыжками в воду представлен на Рисунке 1.

Исходя из анализа гистограммы (Рисунок 1) спортсменок высокой квалификации можно охарактеризовать следующим образом. Девушки данной выборки достаточно общительные, открытые, естественные, непринужденные (А), собраны, отличаются сообразительностью, им свойственны общие умственные способности к обучаемости, они быстро схватывают новое в процессе обучения, отличаются тенденцией к абстрактному мышлению (В), смелые, предприимчивые, склонны к риску, активны, проявляют явный интерес к другому полу, чувствительны, отзывчивы, добродушны, импульсивны, держатся свободно, эмоциональны, артистичны, беззаботны, не понимают опасности и склонны к рискованному поведению (Н).

На втором этапе изучалось распределение спортсменок по факторам теста Кеттелла 16PF в зависимости от уровня квалификации. Результаты сравнительного распределения девушек в зависимости от квалификации представлены в Таблице, и на Рисунке 2.

Из сравнительного анализа показателей на Таблице и гистограммы Рисунка 2, видно, что более успешные спортсменки (МС, МСМК) на достоверно значимом уровне отличаются от девушек (КМС) по факторам: Е (Покорность, зависимость-Настойчивость, напористость); Q1 (Консерватизм-Радикализм); Q2 (Зависимость от группы-Самодостаточность); Q3 (Низкий самоконтроль поведения-Высокий самоконтроль поведения); Q4 ( Напряженность- Расслабленность).

1.png

Рисунок 1 - Распределение девушек высокой квалификации занимающихся прыжками в воду по факторам теста Кеттелла 16 PF

Таблица - Результаты показателей теста (16 PF) девушек высокой квалификации, занимающихся прыжками в воду в зависимости от успешности спортивной деятельности

Факторы

Более успешные (МС, МСМК)

Менее успешные (КМС)

T - критерий

Уровень достоверности различий значимости

4

E

4.7

6.5

2.53

Р < 0.05

13

Q1

5.6

7.25

3.09

Р < 0.05

14

Q2

5.09

3.75

2.11

Р < 0.05

15

Q3

6.19

4.75

2.58

Р < 0.05

16

Q4

5.7

8.5

4.25

Р < 0,01

2.png

Рисунок 2 - Распределение девушек высокой квалификации занимающихся прыжками в воду по факторам теста Кеттелла 16 PF в зависимости от успешности спортивной деятельности

Успешных девушек, (МС, МСМК) занимающихся прыжками в воду можно охарактеризовать как послушных, выполняющих указания тренера, они услужливы, любезны в общении, застенчивы, уступчивы, часто берут вину на себя, безропотны, склонны не проявлять неудовольствие своим положением, беспрекословно и смиренно выполняют свои обязанности, покорны, подчиняющиеся, тактичны, поступают согласно с установленными нормами этикета независимо от ситуации, дипломатичны, в тоже время ярко проявляют свои чувства, скромны, легко могут выводится из равновесия авторитетным руководством и властями (-Е); способны подчиняться, имеют установившиеся взгляды и идеи, стараются принимать только то что испытанно временем, подозрительны к новым и незнакомым людям, с сомнением относится к новым идеям, терпимы к традиционным трудностям, независимы от группы, имеют свое мнение, самостоятельны, находчивы, могут быстро находить выход из сложных положений, сообразительны, смышленые, как правило стараются самостоятельно принимать решения, не нуждаются в поддержке других людей, независимы, самолюбивы, адекватно оценивают свои силы и способны к дальнейшему развитию, волевые, обладают способностью преодолевать стоящие трудности на пути к достижению цели, пунктуальны, могут подчинить себе, стараются действовать по осознанному плану, эффективные лидеры, принимают социальные нормы, контролируют свои эмоции, поведение, доводят дело до конца, целенаправленны, спокойны, сдержанны, удовлетворены собой, невозмутимы, спокойно относятся к удачам и неудачам.

Заключение. Таким образом, проведенное исследование показало, что девушки высокой квалификации (МС.МСМК), на достоверно значимом уровне отличаются от спортсменок менее успешных (КМС). Причем спортсменкам более успешным свойственны покорность (-Е), консерватизм(^1), самодостаточность (+Q2), высокий самоконтроль поведения (+Q3); низкая напряженность (-Q4), вероятно в индивидуальном виде спорта со сложной координацией движений, где прыжки выполняются в экстремальной ситуации более успешным спортсменкам свойственны выше перечисленные индивидуально психологические особенности.

Литература

  1. Горбунов, Г.Д. Мотивация спортсмена в тренировочном процессе / Г.Д. Горбунов // Практические занятия по психологии. Учебное пособие для институтов физической культуры. - М., 1989. - 45 с.
  2. Гордон, С.М. Л.Т. Оценка психологической подготовленности спортсмена / С.М. Гордон, Л.Т. Ямпольский. - М.: ГЦОЛИФК, 1981. - 24 с.
  3. Киселев, Ю.А. Победи: Размышление и советы психолога спорта / Ю.А. Киселев. - М: Спорт академия, 2002. - 326 с.
  4. Неверкович, С.Д. Роль и функции психологии в спорте / С.Д. Неверкович // Спортивный психолог. - 2004. - № 2. - С. 4-11.
  5. Палий, В.И. Гендерные проявления особенностей личности юных прыгунов в воду в зависимости от успешности в спорте / В.И. Палий // Известия ТулГУ. Физическая культура. - Спорт. 2019. - Вып. 4. - С. 213-218.
  6. Палий, В.И. Связь индивидуально-психологических особенностей личности спортсмена и успешности его профессиональной деятельности / В.И. Палий, В.А. Сохликова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - №3 (145). - С. 296-299.

Literature

  1. Gorbunov, G.D. Motivation of the athlete in the training process / G.D. Gorbunov // Prakticheskie zanyatiya po psihologii. Uchebnoe posobie dlya institutov fizicheskoj kul'tury. - M., 1989. - 45 p.
  2. Gordon, S.M. L.T. Evaluation of psychological preparedness of the athlete / S.M. Gordon, L.T. Yampol'skij. - M.: GCOLIFK, 1981. - 24 p.
  3. Kiselev, Yu.A. Win: Reflections and advice of sports psychologist / Yu.A. Kiselev. - M: Sport akademiya, 2002. - 326 p.
  4. Neverkovich, S.D. Role and function of psychology in sport / S.D. Neverkovich // Sportivnyj psiholog. - 2004. - № 2. - P. 4-11.
  5. Palij, V.I. Gender peculiarities of the personality characteristics of young jumpers in the water depending on the success in sport / V.I. Palij // Izvestiya TulGU. Fizicheskaya kul'tura. - Sport. 2019. - Vyp. 4. - P. 213-218.
  6. 6. Palij, V.I. Relationship of individual psychological characteristics of the athlete's personality and success of his professional activity / V.I. Palij, V.A. Sohlikova // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. - 2017. - №3 (145). - P. 296-299.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Не найдено ни одного элемента, соответствующего выбранным критериям.

Социальные комментарии Cackle