Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

30 марта 2018 Журнал "Спортивный психолог"

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Смирнов Николай Валерьевич, Селин Александр Владимирович, Василенко Татьяна Дмитриевна

Индивидуально-личностные факторы результативности спортсменов, занимающихся боевыми искусствами

Ключевые слова: спортивная деятельность, конфликтность, тревожность, самооценка, мотивация.

Аннотация. Представлены результаты исследования таких индивидуально-личностных особенностей, как конфликтность, тревожность, самооценка и мотивация, которые выступают факторами результативности и успешности спортивной деятельности на примере спортсменов, занимающихся боевыми искусствами. Продемонстрирована важная роль индивидуально-личностных факторов в обеспечении успешности спортсмена на основании анализа побед и поражений, а также взаимосвязь содержательных характеристик спортивной деятельности и эмоционального тонуса спортсмена.

Keywords: sports activities, conflict, anxiety, self-esteem, motivation.

Abstract. The article presents the results of research of such individual-personal features as conflict, anxiety, self-esteem and motivation, which are the factors of effectiveness and success of sports activity on the example of athletes engaged in martial arts.

Актуальность исследования. В настоящие время спорт высших достижений становится все более значимым социальным явлением, что в свою очередь, ставит одну из важнейших задач перед спортивными психологами: анализ способов повышения результативности спортсменов посредством оптимизации его состояния [1, 3-6]. При подготовке квалифицированных спортсменов тренерскому составу необходимо уделять должное внимание не только специальным навыкам спортсменов, но и не упускать из поля зрения особенности организации совместной деятельности и характер взаимодействия спортсменов, как в межличностных отношениях, так и в команде, адаптацию спортсмена к стрессовой ситуации, дифференцируя процесс тренировок и непосредственно соревнования [2, 7]. Общение в коллективе спортсменов опосредовано с одной стороны, спецификой спортивной деятельности, ее целями и структурой, а с другой стороны их индивидуально-личностными особенностями. В стрессовой ситуации, чаще всего в процессе соревнований, очень высока роль индивидуально-личностных особенностей, которые будут определять адаптацию спортсмена. В психологической науке существует целый ряд понятий, раскрывающих различные стороны этого феномена: психологическая адаптация, социально-психологическая адаптация, профессиональная адаптация и др. (Ю.А. Александровский, Ф.З. Меерсон, Ф.Б. Березин, Л.И. Вассерман, М.А. Беребин, Н. И. Косенков и др.).

Мы считаем, что индивидуально-личностные особенности, преломляясь через призму содержательных характеристик спортивной деятельности, которыми выступают конфликтность, кооперрированность, организация тренировки, отношение к сопернику, коммуникативный компонент, влияют на адаптацию спортсмена.

Среди индивидуально-личностных особенностей мы выделили: мотивацию, самооценку и тревожность.

Нами выдвинута гипотеза о том, что данные индивидуально-личностные особенности влияют на результативность спортивной деятельности через ее содержательные характеристики: такие как, конфликтность, кооперированность, организацию тренировки, отношение к сопернику, коммуникативный компонент и т.д. которые, будучи социальными факторами, влияют на адаптацию спортсмена и на его поведение в целом. Мы предполагаем, что, результативность спортивной деятельности зависит от индивидуально-личностных особенностей, но через призму содержательных характеристик спортивной деятельности.

Цель исследования - выявить специфику влияние индивидуально-личностных особенностей на результативность спортивной деятельности

Организация исследования. Исследование проводилось на базе СОК ОАО «ОЛИМПИЕЦ» г. Курск и УСК НИУ БелГУ Светланы Хоркиной г. Белгород.

Испытуемые. В исследовании приняли участие 45 испытуемых, занимающихся боевыми искусствами, на базах выше названных спортивных школ г. Курска и г. Белгорода.

Методы исследования:

  1. Формализованное наблюдение.
  2. Тест тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина.
  3. Тест-опросник А. Мехрабиана, направленный на измерение мотивации достижения (модификация М. Ш. Магомед-Эминова).
  4. Методика диагностики психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности Л.А. Курганский и Т.А. Немчин.
  5. Методика диагностики самооценки Т. Дембо и С.Я. Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан
  6. Метод экспертных оценок (статистика побед и поражений спортсменов)

Расчеты проводились с помощью статистического пакета Statistica 8.0.

Для обработки и анализа эмпирических данных использовались методы математической статистики (критерий х2 Пирсона, предназначенный для выявления различий в распределении признака, метод ранговой корреляции R Спирмена).

Результаты исследования. Основываясь на экспертной оценке тренеров и наблюдением за тренировочным процессом, мы разделили исследуемые группы на результативных и нерезультативных спортсменов. Критериями оценки послужили: количество побед и поражений, частота посещаемости тренировочного процесса, техника ведения боя, взаимодействие с тренером и другими спортсменами. Количество побед и поражений мы получили исходя из анализа турнирной таблицы (последние 10 боев).

Содержательные характеристики спортивной деятельности оценивались с помощью формализованного наблюдения и специально разработанных критериев наблюдения, таких как уровень конфликтности, взаимодействие спортсмена с соперником, наличие контроля со стороны тренера, организация тренировки, коммуникативная компетентность спортсмена.

В ходе экспериментального исследования результативности спортсменов были обнаружены статистически значимые различия по следующим переменным, отражающим влияние индивидуально-личностных особенностей на процесс спортивной деятельности: ситуативная тревожность (р=0,083), мотивация достижения (p=0,023), самооценка (p=0,034), уровень конфликтности (p=0,024), особенности отношения спортсмена к сопернику (p=0,04791). На графике ниже отражены наиболее значимые градации исследуемых индивидуально-личностных особенностей результативных и нерезультативных спортсменов.

ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ.png

Рисунок 1 - Различия в индивидуально-личностных особенностях результативных и нерезультативных спортсменов

Таблица 1 - Значимые корреляции между показателями индивидуально-личностных спортсменов в результативных и нерезультативных группах

R- Spearman

P-level

Мотивация достижения & Эмоциональный тонус

0,314

0,035

Конфликтность & Эмоциональный тонус

-0,304

0,042

Примечание: R Spearman - коэффициент корреляции; p-level - уровень значимости

Также был обнаружен ряд значимых корреляций представленных в таблице 1.

Обсуждение результатов исследования. Положительная взаимосвязь говорит о том, что повышение одного показателя влечет за собой повышение другого. В данном случае наблюдается взаимосвязь между мотивацией достижения и эмоциональным тонусом.

Эмоциональный тонус - это настроение, в котором пребывает индивид (бодрое, спокойное, подавленное) в повседневной жизни, а так же при встрече с неудачами, трудностями, неприятностями. Так же сюда включаются такие характеристики как, неуверенность, растерянность, повышенная активность. В результате полученных данных мы видим положительную взаимосвязь между мотивацией достижения и эмоциональным тонусом. Это можно объяснить тем, что повышение уровня мотивации достижения влечет за собой повышение эмоционального тонуса. То есть при бодром настроении, конструктивном поведении при встрече с трудностями мотивация достижения так же повышается. И наоборот если у спортсмена высокая мотивация достижения успеха, то его эмоциональное состояние находится на высоком уровне, он легче справляется с неприятностями, отсутствует растерянность и неуверенность. Из данных результатов можно сделать вывод, что мотивация достижения успеха влияет на эмоциональный тонус спортсменов.

Так же значимая взаимосвязь наблюдается между такими показателями как конфликтность и эмоциональный тонус. Полученные данные можно объяснить тем, что при возрастающей конфликтности, так же возрастает и эмоциональный тонус. В данном случае эмоциональный тонус не всегда будет положительным. Его возрастание может говорить об излишней напряженности, повышенная активность, выражающаяся в излишней конфликтности. Можно предположить, что увеличение показателей эмоционального тонуса приводит к конфликтности. Так как конфликтность не всегда носит деструктивный характер, то можно говорить о том, что эмоциональный тонус будет положительным. Проявляться это может в уверенности в себе по отношению к оппоненту, бодрое настроение, которое будет способствовать выходу из конфликтной ситуации.

Рассматривая результаты, связанные с мотивацией достижения, можно сделать вывод о том, как она влияет на результативность спортсменов. Стремление к избеганию неудач повышает результативность спортсменов. Мотивация избегания неудачи связана, прежде всего, с потребностью избежать порицания, наказания, избегание проблем.

В данном случае полученные результаты можно объяснить тем, что в подростковом возрасте страх неудач выражен наиболее отчетливо, чем в других возрастных периодах, преобладает стремление избежать стыда. В связи с этим спортсмен добивается результатов и одерживает победы, потому что боится неудачи в своей деятельности.

Выводы:

  1. В ходе проведения исследования влияния индивидуально-личностных особенностей на результативность спортивной деятельности была подтверждена гипотеза о влиянии, индивидуально-личностные особенности, такие как самооценка, уровень тревожности, мотивационно - волевая сфера личности, на достижения результативности.
  2. Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование показало, что результативность спортивной деятельности рассматривается как показатель, на который влияет целый ряд факторов, таких как, конфликтность, организация тренировки, отношение к сопернику, коммуникация.
  3. У результативных спортсменов наблюдается оптимальный уровень ситуативной тревожности. Оптимальный уровень тревожности у результативных спортсменов способствует выработке высокой ответственности за будущей результат соревнований, что заставляет спортсмена взвешенно подходить к тренировочному и соревновательному процессу, учитывать все замечания тренера, адекватно оценивать силу и уровень мастерства соперника.
  4. Мотивация в структуре спортивной деятельности является пусковым механизмом деятельности, поддерживает необходимый уровень активности в процессе тренировочной и соревновательной деятельности, регулирует содержание активности, использование различных средств деятельности для достижения желаемых результатов.
  5. В группе результативных спортсменов преобладает адекватный уровень самооценки. Самооценка является важным регулятором поведения личности и влияет на эффективность ее деятельности.
  6. Отношение к сопернику не имеет резко отрицательного или положительного полюса. Можно предположить, что эмоционально ровное состояние спортсмена по отношению к противнику помогает достичь высокого результата.
  7. Полученные нами результаты относительно уровня конфликтности могут свидетельствовать о том, что результативности спортсменов способствует низкий или средний уровень конфликтности. Высокая конфликтность может влиять на результативность спортсмена не в лучшую сторону. Возникающие конфликты в сочетании с монотонностью тренировочного процесса и наличием неблагоприятных предсоревновательных состояний приводят к невротическим реакциям, нарушению системы межличностных отношений, в целом снижая эффективность спортивной деятельности.

Литература

  1. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. - Л.: Наука, 1988. - 270 с.
  2. Василенко, Т.Д. Жизненный путь личности: время и смысл человеческого бытия в норме и при соматической патологии / Т.Д. Василенко - Курск: Изд-во КГМУ, 2011. - 572 с.
  3. Волкова, И.П. Практикум по спортивной психологии/ И.П. Волков - Питер, 2002. — 288 с
  4. Журавлев, Д.В. Психологическая регуляция и оптимизация функциональных состояний спортсмена. Методическое пособие. М., 2009
  5. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 352
  6. Сопов, В.Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте. / В.Ф. Сопов. - М., 2010
  7. Cratty, B.J. Psychology in contemporary sport / B.J. Cratty M.: Физкультура и спорт, 1978. - С. 49-59.

Literature

  1. Berezin, F. B. Mental and psychophysiological adaptation of man / F. B. Berezin. - L.: Science, 1988. - 270 p.
  2. Vasilenko, T. D. Life path of the person: time and meaning of human being in norm and somatic pathology / Т. D. Vasilenko - Kursk: Publishing house of KSMU, 2011. - 572 p.
  3. Volkov, I. P. Practical training in sports psychology / I. P. Volkov - Piter, 2002. - 288 p.
  4. Zhuravlev, D. V. Psychological regulation and optimization of the athlete's functional states. Toolkit. M., 2009.
  5. Ilyin, E. P. Psychology of sports / E. P. Ilyin. - St. Petersburg: Piter, 2009. - 352 p.
  6. Sopov, V. F. Theory and methodology of psychological training in modern sports. / V. F. Sopov M., 2010.
  7. Cratty, B.J. Psychology in contemporary sport / B.J. Cratty M Physical Education and Sports, 1978. - pp. 49-59.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle