Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Плавание

Рубрики: Спортивная наука

Гидродинамическое качество паралимпийского пловца в фазе «вход в воду - скольжение» при выполнении старта с тумбы

Дмитрий Федорович Мосунов, доктор педагогических наук, профессор, Мария Дмитриевна Мосунова, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Сергеевна Пацек, соискатель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация


Представлены результаты научного обобщения авторского опыта работы по технико-тактической подготовке высококвалифицированных спортсменов в паралимпийском плавании при выполнении фазы «вход в воду - скольжение» при стартовом прыжке с тумбы.

Ключевые слова: гидродинамическое качество паралимпийского пловца, старт с тумбы, фаза «вход в воду - скольжение», критерии оценки.

ВВЕДЕНИЕ


Известно, что на изменение скорости любого тела в воде ведущую роль играет гидродинамическое сопротивление. Причем гидродинамическое сопротивление зависит от многих факторов, но, прежде всего от формы тела, что важно для пловцов с отклонениями в состоянии опорно-двигательного аппарата. Представляется, что скорость паралимпийского пловца (с отклонениями по зрению и поражению опорно-двигательному аппарату) в фазе «вход в воду - скольжение» подчиняется гидродинамическому закону сопротивления движению при условии сохранения спортсменом качественной удобообтекаемой формы тела, а любое изменение формы тела будет влиять на скорость. Известно также, что при входе пловца в воду скорость тела достигает порой до 5 м/с [1]. В этой связи, чрезвычайно важно как можно дольше сохранять эту полученную скорость на стартовом отрезке дистанции.

Задача исследования: разработать критерии оценки гидродинамического качества паралимпийского пловца в процессе выполнения фазы «вход в воду - скольжение» при старте с тумбы, путем изучения скоростных и качественных характеристик техники.

МЕТОДИКА


Анализ и обобщение техники стартового прыжка с тумбы в фазе «вход в воду -скольжение», с использованием результатов подводной видеосъемки. Компьютерная оценка данных (п=237 стартов мужчин и женщин), путем построения линии тренда полиномиальной зависимости от 2 до 6 степени, с уравнением и величиной достоверности аппроксимации, с последующим сравнительным анализом качества выполненного двигательного действия. Обобщение авторской научной и педагогической деятельности. Моделирование педагогического процесса по Д.Ф. Мосунову [1].

Нами условно принято, что фаза «вход в воду - скольжение» начинается с момента появления кисти рук или головы (если нет рук) под поверхностью воды, заканчивается началом первого цикла движений пловца под водой».

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ


1. Выявлено, с использованием сравнительного (диапазон от 2 до 6 степени) гармонического анализа скорости пловца, высокая значимость критерия оценки полиномиальной зависимости 6 степени ЯЛ2=0,9838, что наиболее полно отражает характерные изменения скорости пловца в фазе «вход в воду - скольжение» при старте с тумбы (рис. 1-5).

Рис 1-5

Рис. 1-5


2. При выполнении старта с тумбы в паралимпийском плавании в фазе «вход в воду - скольжение» выявлены три основных типа изменений скорости пловца, характерно: первый - волнообразное снижение; второй - резкое снижение и последующее повышение с дальнейшим волнообразным снижением; третий - резкое повышение и последующее волнообразное снижение.

Рис 2

Рис.2. Три характерных типа изменения скорости пловца в фазе "вход в воду -скольжение" при выполнении старта с тумбы (по горизонтальной оси - время в сек; по вертикальной оси - скорость в см/с)


Первый тип - наблюдается у спортсменов с отклонениями в состоянии опорной функции ног в результате заболеваний и поражений или частичной ампутации. Скорость входа в воду не более 3,5 м/с, средняя скорость пловца на дистанции до 1,0 м/с.

Второй тип - наблюдается у спортсменов с отклонениями по зрению, класс 811813, и у пловцов с поражением опорно-двигательного аппарата по классу 88-810, 814, и 8Б8-8Б9, выполняющих вход в воду с «откинутой головой» вверх-назад, относительно вытянутых вперед рук. В результате, изменяя удобообтекаемую форму тела в позиции «руки-голова» получают гидродинамический удар в лицо при нарушении поверхности воды. Скорость входа в воду в этот период снижается до 1 м/с. После получения «мягкого напоминания» голова спортсмена резко (за 0,08 - 0,12с) занимает удо-бообтекаемую позицию между руками и скорость тела повышается. Средняя скорость пловца на дистанции до 2,0 м/с.

Третий тип - наблюдается у спортсменок с отклонениями по зрению, класс 811812, и у пловцов с поражением опорно-двигательного аппарата 88, 8Б8. Отмеченное резкое повышение и последующее волнообразное снижение характерно для спортсменок выполняющих слабый толчок от тумбы и близкий вход в воду. Повышение скорости пловца от исходной, с относительно низкими мгновенными значениями, объясняется быстрым включением сильной работы ног непосредственно после их погружения в воду. Далее следует закономерное гидродинамическим сопротивлением волнообразное снижение скорости. Средняя скорость пловца на дистанции до 1,2 м/с.

3. На основании результатов гармонического анализа выявленных характерных типов изменений скорости пловца и сравнительного анализа двигательных действий при выполнении фазы «вход в воду - скольжение» при старте с тумбы выявлены количественные оценки гидродинамического качества: неустановившееся, установившееся, периодически установившееся.

Неустановившееся гидродинамическое качество пловца характеризуется неустойчивым проявлением в ряде последовательных повторений стартового прыжка на одном занятии статистически достоверной количественной оценкой Я2 < 0,5.

У спортсмена выработано только лишь умение двигательного действия при выполнении фазы «вход в воду - скольжение». Если спортсмен не умеет выполнять стартовый прыжок с тумбы (его еще не научили), то и не выполнит. Но если, пловец выполнил стартовый прыжок (согласно правилам соревнований), то значит, он умеет его выполнять, но проблема степени качества прыжка остается для пловца не разрешенной.

Установившееся гидродинамическое качество пловца, характеризуется устойчивым неоднократным проявлением в ряде повторений стартового прыжка на одном занятии статистически достоверной количественной оценки Я2 = 0,6-0,8.

У спортсмена выработан переходный характер двигательного действия от умения к навыку при выполнении фазы «вход в воду - скольжение».

Периодически установившееся гидродинамическое качество пловца, характеризуется устойчивым неоднократным проявлением в ряде последовательных тестовых (или учебно-тренировочных) занятиях статистически достоверной количественной оценки Я2 > 0,9.

У спортсмена выработан навык выполнения фазы «вход в воду - скольжение».

Выполненная количественная оценка качества выполнения стартовой двигательной активности спортсмена позволяет оперативно сообщить пловцу о характеристике выполненного прыжка.

4. Рекомендации: с целью углубленного выявления резерва совершенствования техники выполнения фазы «вход в воду - скольжение», выполняется сравнительный анализ характера выполненного двигательного действия по данным подводной видеосъемки и величины отклонений от линии тренда полиномиальной зависимости графика скорости пловца.

Выясняется: рано или поздно начинается первый цикл движений пловца под водой; принята или нет удобообтекаемая поза тела, головы, рук, ног.
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Изучение и оценка гидродинамического качества паралимпийского пловца в фазе «вход в воду - скольжение» при выполнении старта с тумбы, выполненное в основном периоде, обсуждение результатов с тренером и спортсменом, позволяет выявить, осознать и своевременно реализовать резервы совершенствования двигательных действий высококвалифицированного пловца, оказывает положительное влияние не только на предстоящие старты, но и раскрывает перспективы дальнейшего развития специальных физических качеств.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Мосунов, Д.Ф. Дидактические основы совершенствование двигательных действий спортсмена (на примере плавания) / Д.Ф. Мосунов. - СПб. : ООИ «Плавин», 1996. - 177 с.


Контактная информация: mosunov-ipcswim@rambler.ru

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Социальные комментарии Cackle