Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

15 Сентября 2010 Журнал "Адаптивная физическая культура"

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Другое

Автор: Гудков Ю.Э.

Формирующая физкультурно-оздоровительная среда общеобразовательного учреждения в оптимизации психофизического состояния школьников 7-10 лет с отклоняющимся поведением

Ключевые слова: формирующая физкультурно-оздоровительная среда, педагогическая поддержка, учащиеся с отклоняющимся поведением, поведенческие навыки, духовно-преобразующие функции физической культуры, общеобразовательное учреждение школа-интернат.

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты физкультурно-оздоровительной среды, основанной на совокупности урочных, внеурочных и внеклассных физкультурно-оздоровительных мероприятий, построенных на принципах педагогической поддержки. Это позволяет повысить уровень физической подготовленности, снизить уровень тревожности и оказать позитивное воздействие на поведение школьников 7-10 лет.

Контакт: sadovnik-ain@yandex.ru

Formative sports and recreational Environment general educational institutions in optimizing the psychophysical state of school children 7-10 years with a deviating behavior

Gudkov Yu. E., teacher
Far Eastern Federal University, Vladivostok

Keywords: forming a fitness-improving environment, pedagogical support, students with divergent behavior, behaviors, spiritually-transforming function of Physical Education, Educational Institution Boarding Schoul.

Abstract. The theoretical and practical aspects of physical culture medium, based on the totality of time limit, extracurricular and after-schoul fitness activities, based on the principles of pedagogical support. This allows a greater level of physical readiness, reduce anxiety and have a positive impact on the behavior of schoul children 7-10 years.

Культурологическая роль и социально-педагогическое значение физической культуры в адаптации и социализации школьников выражены через ее общественные функции [7]. Реализуются функции в процессе физкультурной деятельности, отмечает С. П. Евсеев (2003). В них раскрывается истинное содержание физической культуры [3]. Являясь отражением ее сущности, функции раскрывают не только двигательную сферу человека, но и все уровни его организации - анатомо-физиологический, психологический, социальный, мировоззренческий, личностный [6, 7].

Л. П. Матвеев (2004) указывает, что «функции физической культуры следует рассматривать в единстве с ее сложившимися формами, которые представляют собой ее структурную упорядоченность...» [5]. Это значит, что необходимо сопоставлять содержание определенной функции физической культуры с содержательным наполнением форм физкультурной деятельности. Они, в свою очередь, являются отражением конкретных педагогических задач.

Воспитательные функции, представленные в адаптивной физической культуре [3], непосредственно связаны с формированием поведения и конкретизируются через следующие задачи:

  • воспитание гуманного отношения к себе и окружающим, формирование коммуникативных отношений;
  • воспитание дисциплины, умение управлять своими эмоциями, подчиняться общим правилам и нормам социального поведения;
  • формирование навыков самовоспитания (саморегуляция, самоконтроль, самоорганизация и т. п.).

И. И. Сулейманов (1991) причисляет педагогическую функцию кочень важному типу общественной функции. Своеобразие ее проявляется в том, что она носит «сквозной» характер, т. е. пронизывает все перечисленные типы функций физической культуры [7].

В школьной педагогике функции физической культуры также связывают с решением проблемы социальной адаптации младших школьников. Организованная двигательная активность в урочное и внеурочное время включает учащихся во множество отношений с учениками своего и других классов, с педагогами, создавая условия и возможности для формирования запаса социально одобряемых моделей поведения в школьной среде [4]. Эту мысль подтверждает Л. П. Матвеев (2004). Он указывает, что «в условиях групповой и коллективной физкультурной деятельности развертываются многообразные межличностные взаимодействия, в том числе обостренные, особенно в спорте. Если они регулируются этически, то становятся хорошей практической школой поведения» [5].

Полагаем, что эффективную «школу поведения» могут представлять урочные и внеурочные формы занятий физическими упражнениями, содержательно и организационно структурированные в физкультурно-оздоровительную среду. Обоснуем это следующими аргументами.

Во-первых, указанные формы «пронизаны» вертикальными организационными связями от администрации школы до учащихся, через структуры самоуправления КФК (коллектив физической культуры).

Во-вторых, содержание урочных и внеурочных форм занятий физическими упражнениями объединены горизонтальными связями, отражающими специфику и диапазон воспитательно-педагогического воздействия.

В-третьих, в процессе реализации содержания программы урочных и внеурочных форм занятий физическими упражнениями открывается возможность полноценной интеграции детей с отклоняющимся поведением с остальными учащимися (также с педагогами, родителями и даже с техническими работниками школы).

И главное, организационно-педагогическая специфичность урочных и внеурочных форм физического воспитания позволяет «пропитать» социально-педагогические процессы в школе гуманистическим характером отношений между участниками процесса. Это становится возможным благодаря «насыщению» школьной среды принципами педагогической поддержки [1]: согласие ребенка на помощь и поддержку; опора на наличные силы и потенциальные возможности личности учащегося и вера в эти возможности; ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия; совместность, сотрудничество, содействие; доброжелательность и безоценочность; конфиденциальность; безопасность; защита здоровья, прав, человеческого достоинства; реализация принципа «не навреди»; рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату; фацилитация (облегчение воспитательно-педагогических отношений) и т. п.

Таким образом, педагогическая поддержка адаптации младших школьников в образовательно-развивающей среде трактуется как процесс сопровождающего руководства активным освоением детьми средовых условий образовательной среды, овладения формами поведения, направленными на гармонизацию отношений с окружающими и собственное развитие в данной среде [2].

Суммируя изложенные основания, можно предположить, что для снижения отклоняющегося поведения, формирования поведенческих навыков с последующей социализацией младших школьников возможно и необходимо создать в школе формирующую физкультурно-оздоровительную среду на основе использования традиционных средств физкультурной деятельности в условиях педагогической поддержки, в контексте полноценной реализации духовно-преобразующих функций физической культуры.

Для проверки обозначенной гипотезы в «Школе-интернате №1» г. Владивостока был организован предварительный педагогический эксперимент, содержание и результаты которого были опубликованы в журнале Адаптивная физическая культура №3 (35), 2008 - С. 14-17.

Основная идея эксперимента состояла в том, чтобы наполнить, программный материал внеклассных занятий по физической культуре разнообразным и эффективным воспитательным содержанием на основе сочетания физических упражнений с элементами педагогической поддержки. Иными словам, более продуктивно использовать духовно-преобразующие функции физической культуры.

В последующем стало очевидно, что двухразовые занятия в неделю по экспериментальной программе не сохраняли должного «кумулятивного» эффекта адаптации и недостаточно обеспечивали перенос (экстраполяцию) поведенческих навыков во «внеурочные ситуации».

В связи с этим появилась необходимость все возможные виды физкультурно-оздоровительной работы «пропитать» принципами педагогической поддержки, т. е. разработать и создать формирующую физкультурно-оздоровительную среду на основе содержательного наполнения учебно-воспитательных средств физической культуры.

С целью проверки эффективности формирующей физкультурно-оздоровительной среды были организованны экспериментальная и контрольная группы. Обе группы были представлены учащимися 1-4 классов интернатных общеобразовательных учреждений. Контрольная группа была организованна на базе негосударственного общеобразовательного учреждения школы-интерната № 29 ОАО «РЖД» г. Уссурийска. Экспериментальная группа - в муниципальном общеобразовательном учреждении школе-интернате №1 г. Владивостока. Всего в педагогическом эксперименте приняло участие 185 мальчиков и девочек 7-10 летнего возраста.

Реализация духовно-преобразующих функций физической культуры в экспериментальной группе осуществлялась за счет использования традиционных форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, при педагогической поддержке, в условиях предметно-материального обеспечения (т. е. при должной организации психологически и физиологически комфортного учебно-воспитательного пространства, использовании удобного и нестандартного инвентаря, оперативном обеспечении учебно-воспитательного процесса методической и организационной документацией).

Процесс содержательного наполнения учебно-воспитательных средств осуществлялся следующим образом.

На основе анализа методической литературы и изучения опыта педагогов, работающих с технологией педагогической поддержки, были отобраны теоретические положения. Они в большей мере отвечали специфике сочетания с организационными формами урочной и внеурочной работы по физической культуре. Также была проведена их систематизация относительно субъектов воспитательно-педагогических отношений.

Например, принцип «исключения принудительных форм стимуляции учебной активности» в большей мере относится к учителям и воспитателям, а «закон непричинения вреда» другим детям во время двигательного взаимодействия должен неукоснительно соблюдаться учащимися.

Средства педагогической поддержки также дифференцировались относительно форм организации занятий физическими упражнениями. Например, в упражнения из комплекса утренней гимнастики включены элементы эмоциональной стимуляции, на физкультминутках присутствуют компоненты социально-ролевого взаимодействия. Подвижные перемены выполняют катарсическую функцию.

Для построения формирующей среды были использованы традиционные формы урочных и внеурочных занятий. Процесс содержательного наполнения учебно-воспитательных средств физического воспитания в школе осуществлялся через конкретизацию задач путем добавления в их традиционную трактовку компонента педагогической поддержки. Таким образом, формулировка задачи способствовала подбору средств и «спецификации» содержания урочных и внеурочных форм занятий физическими упражнениями.

В приведенной ниже таблице 1 отражено традиционное и специфицированное содержание урочных и внеурочных форм занятий физическими упражнениями.

Таблица 1. Цели, задачи и примерное содержание урочных и внеурочных форм занятий физическими упражнениями

Традиционная постановка задач и примерное содержание форм Конкретизация (специализация) задач и содержательное наполнение форм
1. Урок по предмету физическая культура
Цель: образование по предмету «физическая культура»
Задачи:
  • образовательные;
  • воспитательные, развивающие;
  • оздоровительные.
Средства: физические упражнения (программный материал).
  • интеграция целей и задач урочных и внеурочных физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе;
  • формирование адаптивного поведения.
  • физические упражнения, комбинированные с психорегулирующими приемами;
  • ролевое двигательное взаимодействие;
  • экспресс диалоги.
2. Утренняя гигиеническая гимнастика (гимнастика до уроков)
Цель: подготовка организма к предстоящей деятельности
Задачи:
  • оптимизация уровня возбудимости и функциональной подвижности центральной нервной системы;
  • активизация работы органов и систем организма.
Средства: комплексы ОРУ.
  • эмоциональная стимуляция предстоящей совместной учебной деятельности;
  • формирование умений преодолевать состояния торможения (вялость, сонливость);
  • формирование навыков самоконтроля и саморегуляции.
  • комплексы ОРУ в сочетании с элементами психогигиенической гимнастики;
  • коммуникативные задания в процессе выполнения ОРУ;
  • рефлексивные диалоги.
3. Динамическая пауза («минутка здоровья», «физкультминутка» на уроках и самоподготовках)
Цель: предупреждение психофизического переутомления.
Задачи:
  • снятие отрицательного влияния статической нагрузки;
  • профилактика нарушения осанки.
Содержание: комплексы физических упражнений профилактической направленности.
  • профилактика двигательного беспокойства;
  • психоэмоциональная стимуляция учебной работы детей;
  • формирование толерантности;
  • формирование саморегуляции.
  • комплексы физических упражнений, интегрированные с элементами психотехники;
  • катарсические игровые упражнения;
  • контрастные упражнения;
  • двигательно-коммуникативные упражнения.
4. Подвижные перемены (организованные занятия на воздухе)
Цель: активный отдых (оперативная рекреация)
Задачи:
  • активный отдых;
  • укрепление здоровья и восстановление работоспособности;
  • повышение умственной и моторной работоспособности.
Средства:
  • игры;
  • физические упражнения на удлиненных переменах.
  • повышение адаптационных физиологических ресурсов организма;
  • повышение функциональных возможностей кардиореспираторной системы;
  • компенсация гипоксии; закаливание;
  • психоэмоциональная «разгрузка»;
  • формирование эмпатии;
  • формирование навыков саморегуляции.
  • комплексы психоосвобождающих физических упражнений;
  • кооперативные подвижные игры;
  • активно-ролевые двигательные упражнения;
  • двигательно-коммуникативные игровые упражнения;
  • дыхательные упражнения.
5 Спортивный час (структурно организованные занятия физическими упражнениями во время прогулки)
Цель: формирование потребности в самостоятельно организованной двигательной активности
Задачи:
  • укрепление здоровья учащихся;
  • закаливание организма;
  • повышение уровня физической и умственной работоспособности, поддержание ее устойчивости на протяжении всего учебного года;
  • совершенствование двигательных умений и навыков, сформированных на уроках физической культуры;
  • воспитание потребности к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Средства:
  • структурно организованные занятия аналогичные уроку, но менее регламентированные (проводимые преимущественно открытых площадках);
  • самостоятельные занятия физическими упражнениями и играми по выбору детей;
  • занятия физическими упражнениями организованные и проводимые физоргами (КФК).
  • формирование адаптивного поведения;
  • развитие физических и духовных способностей;
  • совершенствование двигательно-коммуникативных умений, полученных на уроках физической культуры;
  • формирование навыков социального взаимодействия в условиях самоуправления;
  • формирование умений ставить цели и осмысливать задачи при организации самостоятельных занятий физическими упражнениями;
  • воспитание потребности в конструктивном двигательном взаимодействии;
  • развитие двигательного творчества;
  • развитие рефлексивного сознания.
  • тематические беседы;
  • ОРУ с элементами психогигиенической гимнастики;
  • подвижные игры психоосвобождающей направленности;
  • подводящие и специальные физические упражнения, основанные на условных ассоциациях;
  • игровые и соревновательные упражнения с кооперативной и коммуникативной направленностью;
  • физические упражнения, направленные на психомышечную релаксацию;
  • упражнения рефлексирующей направленности.
6. Общешкольные физкультурно-оздоровительные мероприятия
Цель: формирование интереса к физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности
Задачи:
  • популяризация массовых спортивно-оздоровительных форм;
  • совершенствование школьного самоуправления.
Средства: соревнования, фестивали, состязания, КВНы, спортивные праздники и т. п.
  • удовлетворение естественной потребности детей в соперничестве в социально-одобряемых формах;
  • формирование физкультурно-оздоровительного сознания;
  • трансформация «девиантной энергии» в двигательное творчество;
  • формирование адаптивного поведения в условиях массовых мероприятий;
  • воспитание эмпатии;
  • воспитание коммуникативных навыков;
  • формирование умения ставить цели и осмысливать задачи;
  • формирование навыков саморегуляции.
в каждое традиционное мероприятие включены аспекты педагогической поддержки и средства формирования адаптивного поведения.
7. Ежемесячные Дни Здоровья (форма рекреации в виде эколого-оздоровительных мероприятий в лесопарковых зонах пригорода)
Цель: оздоровительно-познавательная
Задачи:
  • оздоровительный отдых;
  • расширение оздоровительного кругозора.
Средства: походы одного дня в пригородный лес, на побережье, и т. п.
  • перенос навыков адаптивного поведения во внешкольную среду;
  • формирование экологического сознания; - формирование адаптивного поведения в малой группе.
в каждое традиционное мероприятие включены аспекты педагогической поддержки и средства формирования адаптивного поведения.
8. Декады здоровья (комплекс разноплановых и разноуровневых внеурочных мероприятий, основанный на самоуправлении).
Цель: создание условий для творческого самовыражения детей
Задачи:
  • формирование мотивации к разнообразным способам двигательной деятельности;
  • расширение кругозора в области физической культуры и спорта.
Средства:
  • выставки художественного творчества по темам: «Здоровый образ жизни, «Этика спорта», «Культура поведения» и т. п.;
  • конкурсы стенных газет и агитационных баннеров (вывесок) по теме: «Здорового образа жизни», «Наша физкультура», и т. п.;
  • показательные выступления школьных коллективов по различным видам двигательной деятельности.
  • формирование адаптивного поведения в условиях двигательно-развивающей среды школы;
  • формирование физкультурно-оздоровительного сознания;
  • реализация физических и духовных способностей;
  • создание условий для творческого самовыражение детей в разнообразных аспектах физической культуры;
  • создание условий для конструктивного взаимодействия в условия школьной среды.
  • физкультурно-спортивные конкурсы на тему: «самый сплоченный коллектив»;
  • классные часы, посвященные отчету о физкультурно-оздоровительной работе и поведении учащихся в школе за текущий период;
  • тестирование уровня физической подготовленности;
  • диагностика ФФОС.
9. Внеклассные занятия по физической культуре («Студия физической культуры»)
Цель: образование учащихся по физической культуре
Задачи:
  • формирование знаний, умений и навыков;
  • развитие двигательных способностей;
  • совершенствование двигательных действий.
Средства:
  • физические упражнения;
  • подвижные игры;
  • соревнования.
  • формирование гуманистического мировоззрения;
  • развитие физических и духовных способностей;
  • формирование навыков конструктивного взаимодействия;
  • формирование аутентичности;
  • оптимизация психофизического состояния учащихся с отклоняющимся поведением.
  • рефлексирующие беседы;
  • психогигиенические упражнения;
  • физические упражнения, основанные на условных образах;
  • сюжетные физические упражнения;
  • подвижные игры кооперативной направленности.
10. Малоподвижные релаксирующие упражнения (игры)
Цель: органичный переход от бодрствования ко сну
 
Задачи:
  • обеспечение плавного перехода от процессов возбуждения к торможению.
Средства:
  • дыхательные упражнения;
  • упражнения на гибкость.
  • формирование эмпатии;
  • формирование навыков самоконтроля;
  • формирование умений саморегуляции.
  • взаимный массаж;
  • малоподвижные психорегулирующие упражнения;
  • малоподвижные ролевые игры;
  • рефлексирующие диалоги.

Разработана структурная модель формирующей физкультурно-оздоровительной среды, включающая следующие организационные компоненты:

  • установление единого, гигиенически обоснованного физкультурно-оздоровительного режима школы, направленного на оптимизацию психофизического состояния учащихся;
  • установление вертикальных связей между администрацией, педагогическим составом, кабинетом физической культуры, коллективом физической культуры и воспитанниками для согласования содержательных и процессуальных вопросов;
  • установление горизонтальных связей между целями, задачами и формами организации мероприятий, межпредметной связи.

На рисунке 1 изображена упрощенная модель совокупности форм урочной и внеурочной двигательной деятельности учащихся начальных классов, оптимизированная относительно режимных условий школы-интерната.

Эллипсы, изображенные сплошной линией, условно обозначают урочные и внеурочные формы организации занятий физическими упражнениями. Вертикальная ось представляет временные координаты и примерную длительность педагогического воздействия средств (упражнений). По горизонтальной оси рисунок отражает предполагаемый «объем» педагогического воздействия. Области пересечения соответствуют условному «наслоению» воздействия образуя своего рода «кумулятивный педагогический эффект». Эллипс, выделенный пунктирной линией, обозначает содержательное наполнение формирующей физкультурно-оздоровительной среды школы.

Необходимо добавить, что данное изображение (в виде плаката) было вывешено в учительской школы-интерната №1 и символизировало «содержательную емкость» каждой из представленных форм организации урочных и внеурочных занятий, помогало педагогам школы осмысливать панораму физкультурно-оздоровительной среды в целом.

Рис. 1. Структура и соотношение форм урочной и внеурочной двигательной деятельности учащихся начальных классов в условиях школы-интерната

Таким образом, организация процесса физического воспитания детей 7-10 лет с отклоняющимся поведением заключается в создании и использовании условий физкультурно-оздоровительной среды в общеобразовательном учреждении. Эта среда представляет собой совокупность урочных, внеурочных и внеклассных физкультурно-оздоровительных мероприятий, сочетающих в себе традиционные занятия физическими упражнениями, построенные на принципах педагогической поддержке и реализуемые педагогическим коллективом школы совместно с воспитанниками.

Под воздействием разработанной физкультурно-оздоровительной среды произошло достоверное повышение уровня физической подготовленности (р<0,05) в экспериментальной группе относительно контрольной во всех возрастных категориях обследуемых школьников. Наибольший прирост показателей, характеризующих развитие общей выносливости, в экспериментальной группе наблюдается у мальчиков восьми и десяти лет. Прирост скоростно-силовых показателей особенно ярко выражен у мальчиков семи лет и девочек девяти лет. Показатели, характеризующие развитие силовой выносливости и координации также достоверно повысились в экспериментальной группе относительно контрольной (р<0,05). Наибольший прирост показателей, характеризующих гибкость, в экспериментальной группе наблюдается у мальчиков восьми и десяти лет.

Процесс физического воспитания в условиях физкультурно-оздоровительной среды оказал позитивное влияние на поведение учащихся 1-4 классов. Общее снижение проявления отклоняющегося поведения произошло во всех возрастных категориях экспериментальной группы, особенно у мальчиков и девочек семи и десяти лет относительно контрольной группы. В экспериментальной группе произошло снижение количества мальчиков с высоким уровнем тревожности относительно контрольной группы, особенно у мальчиков семи лет (в среднем на 30,7%).

Все изложенное выше позволяет заключить, что использование возможностей физкультурно-оздоровительной среды в целом положительно влияет на оптимизацию состояния школьников 7-10 лет с отклоняющимся поведением.

Литература

  1. Анохина Т. В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования //Классный руководитель. - 2000. №3. - С. 60-65.
  2. Баюкова Н. О. Педагогическая поддержка адаптации младших школьников в образовательно-развивающей среде: Дис.... канд. пед. наук: / Н. О. Баюкова – Смоленск 2007. - 179с.
  3. Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2 т. Т. 1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред. проф. С. П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2003. - 448 с.
  4. Маркина Т. А. Ретроспективный анализ проблемы социальной адаптации младших школьников в процессе физического воспитания // Теор. и практ. физ. культ. 2004, № 9. С. 25-26
  5. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: Учебник для высших специальных физкультурных заведений. / Л. П. Матвеев. 4-е изд., стер. СПб.: Издательство «Лань». М.: ООО Издательство «Омега-Л» 2004. - 160 с.
  6. Николаев Ю. М. Теоретические аспекты интегративного содержания и человекотворческой сущности физической культуры // Теор. и практ. физ. культ. 1998, №4, С. 16-23.
  7. Сулейманов И. И. Предмет теории и социальные фикции физической культуры и спорта / И. И. Сулейманов. Учеб. пособие для слушателей ФПК - Омск: ОГИФК, 1981. 41с.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle