Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

20 Октября 2010 Журнал "Вестник спортивной науки"

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Баринов С.Ю.

Формирование гуманистического отношения студентов к спортивному противоборству как элемент системы воспитания спортивно-гуманистической культуры

Аннотация

В статье дается характеристика спортивно-гуманистической культуры личности, целей и задач ее воспитания у студентов, обосновывается необходимость формирования у них гуманистического отношения к спортивному противоборству, формулируются основные цели и задачи этой педагогической деятельности.

Ключевые слова: спорт, спортивная культура личности, спортивно-гуманистическая культура, гуманистическое отношение, миролюбие, насилие.

Abstract

In article, the characteristic of sports-humanistic culture of the person, the purposes and problems of its education at students is given, necessity of formation at them the humanistic attitude to sports struggle, the basic purposes and problems of this pedagogical activity are formulated.

Key words: sports, sports culture of the person, sports-humanistic cultures, the humanistic attitude, peaceful disposition, violence.

Введение

В новых условиях социально-экономического и культурного развития нашей страны ведется поиск новых направлений физкультурно-спортивной работы в вузах, призванных содействовать решению тех важных социально-педагогических задач, которые стоят перед системой высшего образования и физкультурно-спортивным движением России в настоящее время.

К числу таких направлений, безусловно, относится воспитание спортивно-гуманистической культуры студенческой молодежи [1, 2, 9, 10, 12, 13].

Основу этой формы спортивной культуры личности составляет позитивное ценностное отношение индивида к спорту, к различным его компонентам (спортивной тренировке, спортивным соревнованиям и др.), видам, разновидностям, их аспектам, функциям и т.д. с позиций гуманизма, с точки зрения его идеалов и ценностей - целостного развития личности и гуманных отношений к другим людям, нациям, культурам, верованиям. Формирование такой спортивной культуры личности -центральная задача спортивной работы с детьми и молодежью в настоящее время.

Спортивно-гуманистическая культура личности может выступать в разной форме в зависимости от того, каким образом конкретизируются те общие гуманистические идеалы и ценности, на которые она ориентирована [13]. Основными формами этой культуры являются олимпийская и спартианская разновидности.

Для олимпийской культуры личности характерны:

  • позитивное ценностное отношение индивида к спорту и олимпийскому движению, которые оцениваются на основе сформулированных Кубертеном и указанных в Олимпийской хартии идеалов (гармонично развитая личность и гуманные социальные отношения);
  • деятельность индивида и ее результаты по усвоению, сохранению, реализации и развитию тех разновидностей, сторон, функций, компонентов спорта и олимпийского движения, которые с позиций идеалов олимпизма он оценивает как наиболее важные, значимые, т.е. как ценности. Эти ценности выступают для индивида как социальные идеалы, смыслы, нормы, образцы поведения и т.п., которые определяют олимпийскую направленность его деятельности и социальных отношений в сфере спорта [6].

Спартианскую спортивно-гуманистическую культуру личности характеризует позитивное ценностное отношение индивида к спорту, основанное на спартианских идеалах и ценностях, которые сформулированы новом гуманистическом проекте «СпАрт» [11, 13]. В соответствии с этим в данном отношении на первый план выходит ориентация на значение спорта как важного средства не только гармоничного, но и всестороннего, универсального (в спартианском понимании) развития личности. Это значит, что спорт оценивается индивидом как один из основных (фундаментальных) видов деятельности, участие в которых необходимо для универсального и гармоничного развития личности. При этом учитывается роль спортивной деятельности, во-первых, в восстановлении, сохранении, формировании и совершенствовании физического состояния человека, его психических и духовных - нравственных, эстетических и т.п. - качеств и способностей, соответствующих умений, знаний, потребностей, эмоций и т.д.; во-вторых, в формировании культуры соперничества. Вместе с тем осознается необходимость включения индивида в другие виды деятельности, чтобы содействовать его всестороннему (универсальному) развитию, избежать «профессионального кретинизма» (выражение К. Маркса), не принадлежать к числу «специализированных идиотов» (выражение известного немецкого философа олимпийского чемпиона Г. Ленка).

Значит, для спартианской спортивно-гуманистической культуры личности характерна деятельность и ее результаты по усвоению, сохранению, реализации и развитию тех сторон, функций, компонентов и т.д. спорта и спартианского движения, которые на основе спартианских идеалов оцениваются как наиболее важные, значимые, т.е. как ценности. Эти ценности выступают для индивида как социальные идеалы, смыслы, символы, нормы, образцы поведения и т.п., которые определяют спартианскую направленность его деятельности и социальных отношений в сфере спорта.

Важная задача воспитания спортивно-гуманистической культуры, особенно олимпийской культуры, у студентов - формирование у них гуманистического отношения к спортивному противоборству. Эта задача вытекает из положения Олимпийской хартии о том, что «цель олимпийского движения - способствовать построению лучшего мира посредством воспитания молодежи средствами спорта без какой-либо дискриминации и в духе соблюдения принципов олимпизма, что включает в себя взаимопонимание, дружбу, атмосферу солидарности и честной игры» [8. - С. 7-8].

В настоящее время задача формирования гуманистического отношения к спортивному противоборству приобретает особую актуальность в связи с тем, что в современном спорте, особенно спорте высших достижений, усиливается процесс девальвации нравственных и других духовных ценностей. Все большее число стран сталкивается с волной насилия, грубости, агрессивности в спорте, с побоищами между болельщиками во время и после футбольных и хоккейных матчей. Имеется немало фактов негативного влияния спорта на социальные отношения различных стран и народов, использования его в качестве средства разжигания межнациональных конфликтов. Среди спортсменов, тренеров, спортивных руководителей

возрастает стремление добиться победы любой ценой, даже за счет применения спортсменами медицинских и фармацевтических средств, пагубно отражающихся на их здоровье, а также нарушения нравственных норм и принципов [7]. Исследования, проведенные в разное время и в разных странах, показывают, что активные занятия спортом не повышают, а снижают ориентацию на принципы «честной игры», на нравственное поведение.

Поэтому все более важное значение приобретает формирование гуманистически ориентированного отношения спортсменов, тренеров, зрителей к миролюбию, терпимости, «честной игре» в спорте, с одной стороны, и негативного отношения к проявлениям насилия, агрессивности, нетерпимости - с другой.

В Декларации «Молодые люди и спорт», которая принята в мае 1995 г. в Лиссабоне на 8-й Конференции министров спорта европейских стран, подчеркивается, что занятия спортом должны рассматриваться с позиций гуманизма и терпимости, идеалам которых служит Совет Европы. В соответствии с этим специалисты, организующие эти занятия, должны направлять свои усилия на: развитие у молодежи психических и физических качеств; обучение этическим ценностям, справедливости и дисциплинированности; воспитание уважения к себе и другим людям, в том числе и к группам меньшинства; обучение терпимости и ответственности как предпосылки жизни в демократическом обществе; воспитание способности самоконтроля и развитие положительных качеств личности; пропаганду здорового образа жизни [4. - С. 19].

Крайне актуальной эта проблема является применительно к студенческой молодежи. Во-первых, большинство студентов так или иначе связано со сферой спорта (как спортсмены, зрители и т.д.). Во-вторых, студенты имеют широкий круг общения и активно влияют на отношение к спорту других лиц, с которыми общаются. Возможность такого влияния еще более усилится после завершения их учебы в вузе, когда они начнут работать как специалисты, занимая определенные руководящие должности.

Исходя из этого автор (совместно с М.В. Варюшиной) провел исследование с целью выяснить отношение студентов к насилию в спорте.

В качестве основных методов использовались интервью и социологический опрос на основе разработанной нами анкеты «Спорт и насилие». Анкета включает 42 вопроса, которые по своему смысловому значению сгруппированы в три основных блока: отношение к соревнованиям, отношение к спорту и спорт как зрелище. Для повышения информативности и достоверности результатов исследования в анкету включены вопросы различного характера как по содержанию (о фактах, о мотивах, о респонденте), так и по форме (закрытые, полузакрытые, прямые, косвенные). Для оценки достоверности мнений, высказываемых респондентами, в анкеты включен целый ряд контрольных вопросов. Обработка числовых массивов анкетных данных проводилась с помощью обычных статистических методов. Опрошены 250 студентов Московского государственного университета международных отношений.

При ответе на вопросы, касающиеся отношения к соревнованиям, только 6,4% респондентов выразили к ним негативное отношение. 97,2% признают значимость соревнований, причем 54,2% считают их очень важными, полезными, нужными. 68,4% любят участвовать в соревнования, около 31,6% - не любят. 82% участвующих в соревнованиях испытывают в основном позитивные эмоции, остальные - негативные. В качестве основных причин негативных эмоций 29,8% указали поражение, 36,8% - необъективное судейство, 19,7% - поведение соперников.

При ответе на вопросы второго раздела анкеты - отношение к спорту - 95,6% респондентов указали на свой интерес к спорту, из них 35,4% - на сильный интерес. 16,7% отметили, что они занимаются спортом (самостоятельно или в секции). 50,6% участвуют в спортивных соревнованиях на учебных занятиях по физическому воспитанию в университете. 5% принимают участие в спортивных соревнованиях вне учебных занятий. Большинству из них (91,7%) это доставляет удовольствие.

Большинство (97,2%) респондентов позитивно оценили значение спорта, 1,2% - негативно (1,6% - затруднились дать оценку). 96,4% респондентов основное значение активных занятий спортом усматривает в сохранении и укреплении здоровья и поддержании физической формы. Другие ответы: «самореализация», «воспитание характера», «выработка гормона счастья», «дают активный импульс к жизни», «помогают духовному спокойствию», «заряжают жизненным оптимизмом, помогают в других видах деятельности», «отстранение от наркотиков» (каждый ответ дал один студент); «отдых», «снятие умственного напряжения», «повышение настроения» (9 студентов).

80% респондентов считают, что для современного спорта характерно насилие, причем 27,3% полагают, что оно проявляется здесь в очень значительной мере. 91,7% респондентов к числу тех видов спорта, в которых чаще всего присутствует насилие, отнесли бокс, кикбоксинг и бои без правил. 41,3% указали различные виды борьбы, 37,2% - футбол и хоккей. 30,4% респондентов затруднились уточнить, что они понимают под насилием, 35,6% - указать конкретные формы проявления насилия в спорте, 23,6% - причины насилия в спорте и в других сферах жизни.

Респондентам был предъявлен список видов спорта, в которых чаще всего проявляется насилие, и был задан вопрос, какие из этих видов спорта им больше всего нравятся. 41,5% указали, что им не нравится ни один из этих видов спорта, 3,6% - в равной степени нравятся все эти виды спорта. 46% указали конкретные негативные стороны этих видов спорта, а 47,6% - позитивные стороны этих видов спорта. 27,2% затруднились сделать и то, и другое.

При ответе на вопросы третьего раздела анкеты - спорт как зрелище - 88,4% респондентов указали на то, что они смотрят (хотя бы изредка) спортивные соревнования по телевидению, в том числе 36,4% смотрят соревнования по рестлингу, 30% - по кикбоксингу, 13,6% -по боксу. 66,8% посещают спортивные соревнования (правда, из них 46% посещают редко). При наблюдении за спортивными соревнованиями 41,6% интересуют в первую очередь красивые моменты спортивного соревнования, 30,8% - результат (счет, занятое место), 4,8% - возможность эмоционально разрядиться, 1,6% -драки, столкновения, споры спортсменов и 12% - все это в равной степени. При этом 19,8% с удовольствием наблюдают ситуацию, когда спортсмены во время соревнования начинают применять силу, «выяснять отношения» друг с другом, 14,8% испытывают чувство опасения за спортсменов, так как они могут получить травму, 26% глубоко возмущает все происходящее, а 23,1% указали на то, что «все зависит от моего настроения» (остальные отметили, что они либо не испытывают никаких особых эмоций, либо вообще не смотрят спортивные соревнования).

48,8% респондентов болеют за определенную спортивную команду, а 5,7% являются членами клуба фанов (болельщиков). 4,5% принимали участие в стычках болельщиков. При этом, по данным опроса, 45,5% отметили, что в этих случаях инициатором столкновений был кто-то из друзей, 36,6% - болельщики другой команды, 9,1% - сам респондент.

Результаты опроса свидетельствуют о том, что отношение к насилию в спорте достаточно большой группы студентов даже такого вуза с ярко выраженной гуманитарной направленностью, каким является Московский государственный университет международных отношений, нуждается в педагогической коррекции.

Для эффективного формирования гуманистического отношения студентов к спортивному противоборству в первую очередь необходимо определить основные направления, цели и задачи этой педагогической деятельности.

Отметим ряд важных положений, которые при этом следует учитывать.

1. Гуманистическое отношение к спортивному противоборству - разновидность ценностного отношения. Данное отношение предусматривает прежде всего оценку социальным субъектом (индивидом, группой, обществом) значимости определенного объекта.

Эта оценка может быть либо положительной (если признается позитивное значение объекта), либо отрицательной (признание его негативного значения), и она включает в себя: а) компоненты сознания человека, такие, например, как мнения, выражаемые в определенных высказываниях, суждениях о данном объекте, связанные с ним различные эмоциональные реакции, наличие или отсутствие интереса к нему, ориентации на него, потребности в нем и т.д.; б) реальные действия, поступки, поведение, которые являются индикаторами, объективными интегральными показателями реального (а не просто желаемого, декларируемого) ценностного отношения человека к тем или иным явлениям окружающей его действительности. Объект, оцениваемый субъектом позитивно, выступает для него как ценность.

2. Ценностное отношение включает в себя не только оценку (позитивную или негативную) объекта, но и осмысление (обоснование) этой оценки [5]. Данная процедура осуществляется на основе: учета определенных сторон, аспектов, функциональных характеристик объекта; определения критериев, по которым оценивается их позитивное или негативное значение; приписывания объекту определенных ценностей.

Ценности, которыми может быть «наделен» объект, весьма многообразны. В рамках ценностного отношения к объекту может оцениваться, например, его утилитарная польза или символическое значение. На основе этого ему могут быть приписаны утилитарные и/или символические ценности. Могут учитываться политические, экономические, эстетические, нравственные аспекты объекта, на основе чего ему могут приписываться политические, экономические, эстетические, нравственные ценности.

Различны могут быть и основания (критерии) для той или иной оценки объекта, приписывания ему тех или иных ценностей. Таким основанием (критерием) оценки для человека могут служить: его собственный опыт, интересы, потребности; мнения других людей (определенной социальной группы); обыденные соображения; научные знания, идеи и принципы; общественные традиции, нормы, идеалы, ценностные стереотипы, которые доминируют в определенной социальной среде, и т.д.

В рамках решения задачи формирования гуманистического отношения студентов к спортивному противоборству речь идет об их оценке с позиций гуманизма, т.е. системы воззрений, признающей ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, разностороннее развитие и проявление своих способностей. Гуманизм считает критерием оценки социальных институтов и процессов благо человека, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений между людьми.

С этой точки зрения обсуждаемое ценностное отношение студентов предусматривает, с одной стороны, позитивное отношение ко всем проявлениям миролюбия, терпимости, «честной игры» в спорте, а с другой стороны - негативное отношение ко всем проявлениям насилия, агрессивности, нетерпимости в спорте.

Формирование такого отношения требует решения ряда важных педагогических задач.

Первая задача - содействие полному, глубокому знанию и пониманию студентами: а) что такое насилие, агрессивность, нетерпимость, в каких формах они могут проявляться в спорте; б) что такое миролюбие, терпимость, «fair play» («честная, справедливая, корректная игра»), как они проявляются в спорте, каковы основные показатели соблюдения и нарушения связанных с ними принципов поведения и т.д.; в) факторов, от которых зависит наличие в спорте как проявлений насилия, агрессивности, нетерпимости, так и прямо противоположных им явлений - миролюбия, терпимости, «честной игры»; г) путей преодоления указанных антигуманных проявлений в спорте и содействия противоположным явлениям.

Вторая задача - формирование: а) позитивного мнения (в виде соответствующих высказываний, суждений) о миролюбии, терпимости, «честной игре» в спорте; б) негативного мнения о всех проявлениях в спорте насилия, агрессивности, нетерпимости.

Третья задача - выработка гуманистической мотивации на указанные явления в виде адекватных ей интересов, потребностей, ценностных ориентаций студентов (интерес к принципам и конкретным проявлениям миролюбия, терпимости, «честной игры» в спорте, намерение следовать этим принципам в спортивных соревнованиях, поддержка соответствующего поведения спортсменов, с одной стороны, и прямо противоположная мотивация по отношению к насилию, агрессивности и нетерпимости в спорте - с другой. Такая мотивация предусматривает, что спорт привлекателен не тем, что здесь можно наблюдать и проявить жестокость, агрессивность, грубую физическую силу, продемонстрировать превосходство одного человека над другим, одной нации (страны) над другой, и т.п. В первую очередь и главным образом он интересует человека как сфера проявления нравственности, чисто человеческого общения, гуманного отношения людей друг к другу и к природе, как средство укрепления мира, дружбы и взаимопонимания между людьми и т.д. Такая ценностная ориентация предполагает также выбор в качестве идеала (образца для подражания) тех спортсменов, поведение которых в полной мере соответствует установкам этой ориентации.

Четвертая задача - формирование адекватной системы чувств и эмоциональных реакций (например, чувства восхищения поведением спортсменов в духе принципов «честной игры», чувства социальной ответственности за реализацию миротворческой функции спорта, негодования по поводу актов насилия, агрессивности, нетерпимости, нарушения принципов нравственности в спорте).

Пятая задача - содействовать формированию у студентов таких качеств и способностей (умений и навыков), которые позволяют им, с одной стороны, всемерно содействовать миролюбию, терпимости и «честной игре» в спорте, а с другой - противодействовать указанным явлениям.

Шестая задача - содействовать реальному поведению (в виде определенных поступков, действий, эмоциональных реакций) студентов в духе миролюбия, терпимости и «честной игры» в спорте.

Седьмая задача - формировать у студентов обоснованное убеждение в том, что указанные выше мнения, мотивации, чувства, поведение являются единственно правильными. Такое убеждение должно опираться на знание идей, идеалов и ценностей гуманизма, понимание огромного значения их реализации в спорте и во всех других сферах современной жизни.

В заключение подчеркнем еще одно важное положение. Формирование у студентов гуманистического отношения к спортивному противоборству должно вписываться в контекст решения более широкой педагогической задачи - воспитывать студентов в духе мира, прав человека и демократии, формировать у них культуру мира. В настоящее время эта задача становится все более актуальной [2, 13, 14, 15, 16].

Литература

  1. Баринов С.Ю. Диагностика спортивной культуры личности // Вестник спортивной науки. - 2010. - № 1. - С. 35-38.
  2. Баринов С.Ю. Основные компоненты гуманистически ориентированной организации физкультурно-спортивной работы в вузе // XII Междунар. научный конгресс «Современный олимпийский и паралимпийский спорт и спорт для всех: материалы конференции. Т. 1. - М.: Физ. культура, 2008. - С. 122-123.
  3. Баринов С.Ю. Педагогические основы формирования спортивной культуры личности: монография. - М.: Анкип, 2009. - 210 с.
  4. Европейский манифест «Молодые люди и спорт» // Междунар. журнал спортивной информации «Спорт для всех». - 1996. - № 1-1. - С. 18-19.
  5. Каган М.С. Философская теория ценности. -Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1997.
  6. Кыласов А.В. Religio athletae, или культурно-религиозная сущность олимпизма // Вестник спортивной науки. - 2009. - № 5. - С. 55-58.
  7. Кыласов А.В. Идея олимпизма в контексте глобализации // Вестник спортивной науки. - 2009. - № 6. - С. 64-66.
  8. Олимпийская хартия / Пер. с англ.- М.: Советский спорт, 1996.
  9. Ольхова Т.Г. Интегративный подход к спортивно-гуманистическому воспитанию студентов // Гуманистическая теория и практика спорта. Вып. 3. - Москва; Сургут: МГИУ: Гуманитарный центр «СпАрт» РГАФК, 2000.
  10. Прокопчук Ю.А. Модель олимпийского образования студенческой молодежи на основе Спартианских игр: дис. ... канд. пед. наук. - Краснодар, 1998.
  11. Столяров В.И. Проект «СпАрт» // Спортивно-гуманистическое движение СССР: основные документы. - М., 1990. - С. 13-16.
  12. Столяров В.И. Теоретическая концепция спортивно-гуманистического воспитания детей и молодежи // Гуманистическая теория и практика спорта. Вып. 3: сб. ст. - Москва; Сургут: Гуманитарный центр «СпАрт» РГАФК, 2000. - С. 21-79.
  13. Столяров В.И., Баринов С.Ю. Теоретические основы спортивной культуры студентов: монография. -М.: Спартианский гуманистический центр ГЦОЛИФК, 2009.
  14. Терпимость: преддверие мира: учеб.-преподавательское руководство по воспитанию в духе мира, прав человека и демократии. - ЮНЕСКО. ED-94/WS/8.
  15. Cohen Creta L. (ed.). Peace and Understanding Through Sport. - Institute for International Sport. - 1989. - Vol. 2. - № 1.
  16. World Conference on Education and Sport for a Culture of Peace // Olympic Review. - 1999. - Vol. XXVI. - P. 31-56.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle