Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Мини-футбол (Футзал FIFA)

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Залойло В.В., Наумец Е.А.

Физическая подготовка спортсменов, специализирующихся в мини-футболе

Киевский национальный университет строительства и архитектуры

Аннотация: Исследована эффективность различных средств и методов воспитания скоростно-силовых качеств спортсменов. В эксперименте принимали участие 50 спортсменов в возрасте 18-20 лет. Даны научно обоснованные рекомендации, ориентирующие педагогов в вопросах развития скоростных и силовых качеств молодых спортсменов. Определены возможности формирования у футболистов умения ориентироваться в условиях сложной двигательной деятельности. Выявлен характер и объём скоростно-силовой работы футболистов в процессе игры. Разработан комплекс контрольных испытаний.

Ключевые слова: физическая, подготовка, спортсмены, мини-футбол.

Введение.

Физическая подготовка является одной из важнейших составных частей тренировки спортсменов, специализирующихся в мини-футболе. Она направлена на развитие их двигательных качеств, а именно: силы, быстроты, выносливости, гибкости, координационных способностей. Обычно физическая подготовка в мини-футболе подразделяется на общую, специальную и вспомогательную.

Общая физическая подготовка направлена на гармоничное развитие двигательных качеств в мини-футболе, опосредованно способствующих достижению высоких результатов в этом игровом виде спорта.

Вспомогательная физическая подготовка в мини-футболе строится на базе общей физической подготовленности. Именно она создаёт специальную основу, необходимую для эффективного выполнения больших объёмов работы, направленной на развитие специальных двигательных качеств спортсменов, специализирующихся в мини-футболе. Такая подготовка может способствовать повышению функциональных возможностей различных органов и систем организма. При этом улучшается нервно-мышечная координация, совершенствуются способности футболистов к перенесению больших нагрузок и эффективного восстановления после них.

Специальная физическая подготовка спортсменов, специализирующихся в мини-футболе, направлена на развитие двигательных качеств строго в соответствии с требованиями, предъявляемыми спецификой мини-футбола, особенностями предполагаемой соревновательной деятельности и длительностью турниров.

Количество различных проявлений отдельных двигательных качеств очень велико, поэтому и совершенствование каждого из них требует дифференцированной методики. В спортивных играх (и в мини-футболе, в частности) возникает проблема быстрого реагирования на неожиданные действия противников, проявления высоких скоростных качеств при выполнении отдельных технических приёмов, финтов, быстроты ориентировки, принятия решений, перемещений, атакующих и защитных действий в условиях острого дефицита времени, помех со стороны противника, сложного группового взаимодействия с партнёрами и соперниками. Дифференцированный подход к методике физической подготовки спортсменов, специализирующихся в мини-футболе, необходим и по отношению к их различным двигательным качествам - скоростным и силовым способностям, выносливости, координационным способностям, гибкости.

При исследовании эффективности различных средств и методов воспитания скоростно-силовых качеств спортсменов, специализирующихся в мини-футболе, необходимо, прежде всего, выявить характер и объём скоростно-силовой работы, выполняемой футболистами в процессе игры, разработать комплекс контрольных испытаний с целью определения изменения уровня развития спортсмена, разработать и проверить на практике эффективность основных средств развития скоростно-силовых качеств футболистов.

В работах [1-6] освещены факторы, определяющие уровень спортивных достижений, методики технико-тактической, физической, морально-волевой, специальной, психической и интеллектуальной подготовки в процессе спортивной тренировки, изложены основы построения тренировочного процесса, вопросы контроля, управления, планирования и прогнозирования в спортивной тренировке. Однако, специфика подготовки спортсменов, специализирующихся в мини-футболе, освещена в недостаточной мере или вовсе отсутствует, по-видимому, из-за того, что в нашей стране этот вид спорта начал культивироваться недавно.

Одной из актуальных на сегодняшний день и всё ещё нерешённой проблемой является физическая подготовка спортсменов, специализирующихся в мини-футболе, направленная на развитие скоростно-силовых качеств футболистов. Кроме того, актуальным является и вопрос о структуре учебно-тренировочного процесса, которая бы в разумной мере сочетала со временем, отводимым на двусторонние игры, техническую, физическую и тактическую подготовку футболистов.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель работы состоит в совершенствовании существующих и разработке новых методов развития скоростно-силовых качеств спортсменов, специализирующихся в мини-футболе.

Основные задачи работы сводятся к следующим:

1) всесторонне исследовать эффективность существующих различных средств и методов воспитания скоростно-силовых качеств футболистов;

2) разработать и внедрить новые методы и средства воспитания указанных выше качеств футболистов; 3) выявить характер и объём скоростно-силовой работы, выполняемой футболистами в процессе игры;

4) разработать комплекс контрольных испытаний с целью определения изменения уровня развития требуемых показателей у спортсменов;

5) разработать и проверить на практике эффективность основных средств развития скоростных и силовых качеств футболистов;

6) изучить возможность формирования у футболистов (студенческих сборных команд) умения ориентироваться в условиях сложной двигательной деятельности;

7) проверить влияние специально разработанных средств для решения этой задачи, влияния их на состояние зрительного и двигательного анализаторов и на быстроту выполнения ими целесообразных действий;

8) разработать методику применения этих средств в мини-футболе.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1) анализ литературных источников;

2) педагогические наблюдения за тренировкой футболистов;

3) анализ футбольной игры;

4) беседы и консультации с педагогами, учёными и тренерами по мини-футболу;

5) контрольные испытания скоростно-силового характера.

Результаты исследования.

Одним из путей повышения эффективности скоростной подготовки футболистов является планирование в их тренировочном процессе микроциклов спринтерской направленности. Необходимость этого вызвана, прежде всего, тем, что большие объёмы и интенсивность работы, характерны для современного тренировочного процесса, часто обуславливают выполнение программ занятий и микроциклов в условиях постоянно возрастающего утомления. Это в большой степени сдерживает проявление спринтерских качеств в занятиях скоростной направленности спортсменов, специализирующихся мини-футболе. Планирование отдельных микроциклов скоростной направленности в их тренировочном процессе в значительной мере позволяет устранить данное противоречие. Однако высокий тренирующий эффект таких микроциклов возможен лишь тогда, когда их планируют после восстановительных микроциклов, что позволяет достигнуть наивысших показателей работоспособности в отдельных упражнениях.

Проявлению спринтерских качеств футболистов способствует правильная психическая мотивация при выполнении тренировочной работы, применение соревновательного и игрового методов при выполнении различных упражнений, создание соревновательного микроклимата в каждом тренировочном занятии.

Основные требования к компонентам нагрузки спортсменов, специализирующихся в мини-футболе, (а именно: к характеру и продолжительности упражнений, интенсивности работы при их выполнении, продолжительности и характеру отдыха между упражнениями, количеству повторений), которые должны быть учтены в процессе их скоростной подготовки, сводятся к нижеследующим.

1. Для повышения скоростных возможностей футболистов применяют разнообразные общеподготовительные, специальноподготовительные и соревновательные упражнения. Последние обеспечивают комплексное совершенствование скоростных качеств применительно к выполнению различных приёмов и действий, составляющих содержание соревновательной деятельности.

2. Скоростные упражнения должны быть хорошо освоены футболистами. При этом условии они в состоянии сконцентрировать основное внимание и волевые усилия не на технике, а на скорости выполнения упражнений.

3. Продолжительность отдельных упражнений в процессе скоростной подготовки спортсменов, специализирующихся в мини-футболе, определяется характером этих упражнений, а также необходимостью обеспечить высокий уровень скоростных способностей игрока при их выполнении. При совершенствовании отдельных компонентов скоростных способностей (времени реакции, скорости одиночного движения) отдельные упражнения очень непродолжительны - менее секунды, а при нескольких повторениях - до 10.. .15с; непродолжительны (до 5.. .10с) и упражнения, направленные на совершенствование комплексных скоростных способностей при выполнении отдельных приёмов в мини-футболе.

3. При планировании интенсивности работы или скорости прохождения отрезков и дистанций необходимо исходить из того, что тренировочная работа должна оказывать на организм футболиста воздействие, стимулирующее приспособительные изменения, лежащие в основе проявления свойств, которые в сумме определяют уровень скоростных возможностей. Этому способствует высокая, вплоть до максимальной, интенсивность упражнений. При выполнении скоростных упражнений спортсмен, специализирующийся в мини-футболе, должен стремиться обеспечить уровень проявления скорости за счёт предельной мобилизации сил и соответствующих его морфологическим особенностям быстроты и амплитуды движений.

4. Скоростная подготовка не может быть ограничена скоростными упражнениями с максимальным и близким к нему уровнем интенсивности. Совершенствованию различных скоростных способностей и их составляющих помогают упражнения, выполняемые футболистами и со значительно меньшей интенсивностью - 85...95% максимально доступных величин. Именно широкая вариативность интенсивности работы при выполнении отдельных упражнений со значительным использованием средств, требующих предельной мобилизации скоростных качеств футболиста, является одним из непременных условий планомерного повышения уровня его скоростных возможностей и профилактики явления «скоростного барьера» - жёсткого стереотипа, ограничивающего возможности дальнейшего повышения скоростных качеств.

5. При развитии скоростных качеств футболистов продолжительность пауз следует планировать таким образом, чтобы к началу очередного упражнения возбудимость ЦНС была повышена, а физико-0химические сдвиги в организме уже в значительной мере нейтрализованы.

6. Если паузы будут короче, в организме футболиста произойдёт относительно быстрое накопление продуктов распада, что приведёт к снижению работоспособности в очередных упражнениях. Дальнейшее продолжение работы в этих условиях будет в большей мере повышать анаэробную (гликолитическую) производительность, чем совершенствовать скоростные возможности.

7. Многократное выполнение скоростных упражнений с высокой интенсивностью спортсменами, специализирующимися в мини-футболе, даже при оптимальных паузах вызывает кумуляцию физико-химических сдвигов, снижение уровня психической готовности к выполнению высокоинтенсивной работы. Увеличению объёма работы в оптимальных условиях для развития скоростных возможностей футболистов способствует серийное выполнение упражнений: 5-6х5 - 10с; 3-4х15 - 20с; 2-3х25 - 30с и т.д. Продолжительность пауз между сериями обычно от 2 до 5 мин, в зависимости от характера упражнений, продолжительности и интенсивности работы.

По мнению авторов настоящей работы, наиболее приемлемым тренировочным режимом, которым следует воспользоваться в процессе силовой подготовки спортсменов, специализирующихся в мини-футболе, является изокинетический метод. Тренировка изо-кинетическим методом предполагает работу с использованием специальных тренажёрных устройств, которые позволяют футболисту выполнять движения в широком диапазоне скорости, проявлять максимальные или близкие к ним усилия практически в любой фазе движения. Это даёт возможность мышцам работать с оптимальной нагрузкой на протяжении всего диапазона движений, чего нельзя добиться, применяя любые из общепринятых отягощений. Существенное значение имеет также возможность подбора исключительно большого количества различных упражнений как локального, так и относительно широкого воздействия. Преимуществом изокинетического метода является также значительное сокращение времени для выполнения упражнений, уменьшение вероятности травм, отсутствие необходимости в интенсивной разминке, быстрое восстановление после применяемых упражнений и эффективное восстановление футболистов в процессе самой работы.

Именно изокинетический метод позволяет в каждом повторении упражнения с отягощениями добиться максимальных проявлений силы, т.е. увязывает силовые проявления с реальными возможностями не только в различных фазах движений, но и в различных повторениях отдельного подхода.

Благодаря особенностям изокинетического режима сопротивление может варьироваться в широком диапазоне, приспосабливаться к реальным возможностям мышц в каждой фазе выполняемого движения. Следует учитывать и тот факт, что при работе в изотоническом режиме скорость перемещения биозвеньев тела обычно не может превышать 45.600 в 1с, в то время как в естественных движениях, характерных для мини-футбола, она часто оказывается намного выше. Это очень важный фактор, так как свидетельствует о строгой специфичности силовой тренировки футболистов. Силовые упражнения в изо-кинетическом режиме, выполняемые на современных тренажёрах спортсменами, специализирующимися в мини-футболе, позволяют варьировать скорость перемещения биозвеньев от 0 до 2000 в 1с и более.

Высокий уровень умения ориентироваться в условиях сложной двигательной деятельности характеризуется быстрым точным восприятием и правильным анализом постоянно изменяющихся в пространстве и времени ситуаций, возникающих в игре, что обеспечивает своевременное выполнение целесообразных действий футболистом. Быстрая и правильная ориентировка и своеобразные ответные действия во многом зависят от особенностей зрительных восприятий, направленности внимания, скорости двигательной реакции, а также от имеющихся знаний и опыта.

Результаты исследования объёма поля зрения, скорости сложной двигательной реакции, внимания, групповых упражнений по тактике и тактическим действиям в контрольных играх позволяют утверждать, что студенты-спортсмены, специализирующиеся в мини-футболе, способны на достаточно высоком уровне ориентироваться в условиях сложной двигательной деятельности.

Разработанные авторами специальные средства и методы формирования умения ориентироваться содействуют их развитию в большей степени. За время эксперимента объём поля зрения у испытуемых опытной группы увеличился на 63%, тогда как в контрольной группе - на 31%.

Различия в показателях простой двигательной реакции у испытуемых контрольной и опытной групп незначительны. Более значительные сдвиги обнаружены во времени сложной двигательной реакции (в опытных группах время реакции сократилось на 0,130с, в контрольных - на 0,073с.).

Корреляционный анализ показателей объёма поля зрения и сложной двигательной реакции в ответ на раздражители, различно расположенные в пространстве, указывает на наличие зависимости между этими показателями: чем больше объём поля зрения, тем меньше время двигательной реакции.

Обнаружено значительное влияние специально разработанных средств и методов умения ориентироваться на быстроту выполнения целесообразных игровых действий в сложных условиях. Эти упражнения целесообразно систематизировать в соответствии с развитием быстроты сложных реакций и ответных действий, специфичных для игры в мини-футбол; развитием периферического и глубинного зрения; быстроты переключения внимания от одного вида деятельности к другому; способности к широкому распределению внимания и его объёма и всех указанных свойств в комплексе. Такие упражнения следует включать и в скоростно-силовую подготовку спортсменов, специализирующихся в мини-футболе.

Выводы

1. В специальной литературе пока ещё отсутствуют научно обоснованные рекомендации, ориентирующие педагогов и тренеров по вопросам развития скоростных и силовых качеств спортсменов, специализирующихся в мини-футболе (в особенности, это касается студенческого спорта).

2. Анализ игровых действий футболистов высокой квалификации и студентов-спортсменов, играющих в мини-футбол, позволяет сделать вывод о том, что все действия: быстрый бег (рывок), быстрый бег, заканчивающийся резкой остановкой, бег с изменениями направления (зигзагами или с финтами), ведение мяча, удары ногами, удары головой, штрафные и свободные удары (на поле), угловые удары, удары от ворот, остановка мяча, толчки, столкновения, вбрасывание мяча, прыжки, падение игрока на игровой площадке - носят скоростно-силовой характер.

3. Проведенный в Киевском национальном университете строительства и архитектуры (КНУСиА), на кафедре физического воспитания и спорта эксперимент со студенческой сборной вуза по мини-футболу даёт основание рекомендовать использовать время, отводимое для учебно-тренировочного процесса (кроме времени на двусторонние игры), следующим образом: техническая подготовка -50%, физическая подготовка - 40%, тактическая подготовка - 10%. Эти соотношения могут широко варьироваться в зависимости от периода подготовки, индивидуальных особенностей спортсменов и могущих возникнуть задач подготовки.

4. Преимущественное использование скоростных упражнений при подготовке студентов-спортсменов сборной команды КНУСиА по мини-футболу дало больший прирост технических умений по сравнению с приростом в группе, занимавшейся со скоростно-силовой направленностью упражнений.

5. Скоростно-силовые и скоростные упражнения, приближённые по структуре к действиям в мини-футболе, повышают интерес занимающихся к тренировочным занятиям и эффективность самих занятий. Причём упражнения, связанные непосредственно с действиями с мячом и противником, осваиваются футболистами лучше, чем при других условиях.

6. Функциональные возможности футболистов в результате применения скоростно-силовой и скоростной направленности упражнений повысились.

7. Под влиянием экспериментальных занятий наблюдалось улучшение в результате и психологических показателей в обеих группах.

8. Скоростно-силовая группа достигла большего уровня в интенсивности и устойчивости внимания, чем скоростная группа спортсменов сборной студенческой команды КНУСиА по мини-футболу, тогда как последняя показала более точные результаты в мышечно-двигательных ощущениях и глубинном зрении, чем скоростно-силовая группа.

9. Для формирования умения ориентироваться необходимо включать упражнения, например, на быстрое восприятие и анализ сложившихся условий, на выполнение ответных действий, наиболее правильно отвечающих данным условиям. Условия восприятия усложняются путём: увеличения количества воспринимаемых объектов и площади воспринимаемого пространства, изменения расположения объектов по окружности и в глубину; осуществления различных сложных действий с одновременным восприятием объектов; ограничения времени на их восприятие; введения в упражнения дополнительных ориентиров, оценки действий партнёра и противника и т.д.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения способностей футболистов к реализации их скоростно-силового потенциала, умения ориентироваться в сложной динамичной обстановке, постоянно возникающей в игре.

Литература

1. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. /Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 176с.

2. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. /М.А. Годик. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 136с.

3. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. /В.М. Зациорский. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 200с.

4. Петровский В.В. Организация спортивной тренировки. /В.В. Петровский. – К.: Здоров'я, 1978. – 96с.

5. Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. /В.Н. Платонов. – К.: Вища школа. Головное изд-во, 1984. – 352с.

6. Теория спорта / Под ред. проф. В.Н. Платонова. – К.: Вища школа. Головное изд-во, 1987. – 424с

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Не найдено ни одного элемента, соответствующего выбранным критериям.

Социальные комментарии Cackle