Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Другое

Рубрики: Детско-юношеский спорт, Спортивная наука

Автор: Шавади Мадов-Хажиевич Арсалиев, Раиса Умархажиевна Дендиева

Факторы, определяющие необходимость повышения качества нравственно-эстетического воспитания школьников

Шавади Мадов-Хажиевич Арсалиев, доктор педагогических наук, профессор, Чеченский государственный университет, 

Раиса Умархажиевна Дендиева, соискатель, Чеченский государственный педагогический институт, г. Грозный

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению факторов, опреде­ляющих необходимость повышения качества нравственно-эстетического воспитания школьников. В качестве основных факторов, определяющих необходимость повышения качества нравственно-эстетического воспитания школьников, респонденты отметили снижение уровня развития духов­ных качеств у современных школьников, а также ослабление влияния этических норм на поведение школьников. Респонденты обратили внимание также на такие факторы как недостаточный уровень эстетической воспитанности школьников, а также несоответствие действий и поступков школьни­ков основным нравственным категориям. Исследования показали, что большое значение имеют такие факторы как слабый уровень развития способностей выбирать смысловые нравственные и эстетические установки для собственного поведения, а также отсутствие нравственных и эстетиче­ских идеалов у школьников, основанных на понимании справедливости и добра. Важными факто­рами являются недостаточное понимание школьниками законов восприятия красоты и слабо разви­тые умения адекватно оценивать поступки окружающих и выстраивать свое поведение во взаимо­действии с социумом.

Ключевые слова: факторы; школьники; нравственно-эстетического воспитания; повыше­ние качества.


FACTORS DEFINING NEED IN IMPROVEMENT OF QUALITY OF MORAL AND AESTHETIC EDUCATION OF SCHOOL STUDENTS

Shavadi Madov-Hazhiyevich Arsaliyev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Chechen State University, 

Raisa Umarkhazhiyevna Dendiyeva, the competitor, Chechen State Pedagogical Institute, Grozny

Annotation

In the article, the results of authors' researches on identification of the factors defining need in im­provement of quality of the moral and aesthetic education of school students have been presented. As the major factors defining need in improvement of quality of the moral and esthetic education of school stu­dents, respondents noted decrease in the level of development of spiritual qualities at modern school stu­dents, and weakening of influence of ethical standards on behavior of school students. Respondents paid attention also to such factors as insufficient level of esthetic good breeding of school students, and dis­crepancy of actions and acts of school students to the main moral categories. The researchers showed that such factors as a weak level of development of the abilities to choose semantic moral and esthetic sets for own behavior, and lack of moral and esthetic ideals at the school students based on understanding of jus­tice and good are of great importance. The important factors are insufficient understanding by school stu­dents of laws of perception of beauty and poorly developed abilities to estimate adequately the acts of people around and build the behavior in interaction with the society.

Keywords: factors, school students, moral and esthetic education, improvement of quality.

Проблема изучения факторов, определяющих необходимость повышения качества нравственно-эстетического воспитания школьников, тесно связана с основными задачами, стоящими перед обществом. Эта проблема носит комплексный характер и является одной из главных для педагогики воспитания. [3-5]. По своей сути она проецируется на плоскость воспитания гармонично развитой личности школьника, определения его жиз­ненных принципов поведения в социуме. Господствующие в современном обществе ори­ентиры требуют повышения качества нравственно-эстетического воспитания школьни­ков. [4]. Нравственно-эстетическое воспитание школьников имеет определенное эмоцио­нально-смысловое наполнение и существенным образом сказываются на духовном ста­новлении конкретной личности.

В настоящее время прежняя система нравственно-эстетического воспитания школьников во многом утрачена. Это негативно сказывается на качестве педагогического воздействия современной системы нравственно-эстетического воспитания школьников. [1-5].

Нравственно-эстетическое воспитание школьников должно быть основано на формировании у них духовных потребностей творить добро, бороться за справедливость общественных отношений. Оно должно быть направлено на развитие у школьников нравственных и эстетических качеств, на формирование навыков адекватного поведения в обществе. При этом нравственно-эстетическое воспитание школьников должно разви­вать у них способности оценивать не только прекрасное, но и трагическое или плохое в жизни. Безусловно, в государстве должны быть сформированы и эффективно действо­вать соответствующие институты нравственно-эстетическое воспитание школьников. Однако в условиях современной среды, их более качественная реализация возможна лишь при условии наличия гибкой системы комплексного использования традиционных средств, организационных форм и методов нравственно-эстетического воспитание школьников.

Формирование личности школьника - это важнейший период поиска смысла и ценностей жизни. В этот период школьник, опираясь на свои представления о жизни, свое восприятие окружающих реальностей, строит свои отношения с социумом, опреде­ляет линию собственного поведения в обществе. Нравственно-эстетическое воспитание школьников в этот период должно осуществляться оптимальным образом.

Решение этих задач тесно связано с выявлением факторов, определяющих необхо­димость повышения качества нравственно-эстетического воспитания школьников. Для определения ранговой структуры этих факторов был проведен опрос 57 преподавателей школ Чеченской республики, имеющих опыт работы по обучению и воспитанию школь­ников более 10 лет. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Ранговая структура факторов, определяющих необходимость повышения качества нравственно-эстетического воспитания школьников (n=57)

Ранговое место (значимость)

Факторы

Ранговый показатель (%)

1

Снижение уровня развития духовных качеств у современных школьников

18,7

2

Ослабление влияния этических норм на поведение школьников

17,3

3

Недостаточный уровень эстетической воспитанности школьников

15,5

4

Несоответствие действий и поступков школьников основным нравствен­ным категориям

14,7

5

Слабый уровень развития способностей выбирать смысловые нравствен­ные и эстетические установки для собственного поведения

10,3

6

Отсутствие нравственных и эстетических идеалов у школьников, осно­ванных на понимании справедливости и добра

9,5

7

Недостаточное понимание школьниками законов восприятия красоты

7,7

8

Слабо развитые умения адекватно оценивать поступки окружающих и выстраивать свое поведение во взаимодействии с социумом

6,3


В качестве основных факторов, определяющих необходимость повышения каче­ства нравственно-эстетического воспитания школьников, респонденты отметили сниже­ние уровня развития духовных качеств у современных школьников, а также ослабление влияния этических норм на поведение школьников. Респонденты обратили внимание также на такие факторы как недостаточный уровень эстетической воспитанности школь­ников, а также несоответствие действий и поступков школьников основным нравствен­ным категориям. Исследования показали, что большое значение имеют такие факторы как слабый уровень развития способностей выбирать смысловые нравственные и эстети­ческие установки для собственного поведения, а также отсутствие нравственных и эсте­тических идеалов у школьников, основанных на понимании справедливости и добра. Важными факторами являются недостаточное понимание школьниками законов восприя­тия красоты и слабо развитые умения адекватно оценивать поступки окружающих и вы­страивать свое поведение во взаимодействии с социумом.

Таким образом, выявленные факторы определяют необходимость повышения ка­чества нравственно-эстетического воспитания школьников. Учет этих факторов позволя­ет оптимизировать деятельность преподавательского состава школ для разработки опти­мальной методики нравственно-эстетического воспитания школьников.

ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимо­сти учета выявленных факторов для разработки оптимальной методики нравственно-эстетического воспитания школьников.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Болотин, А.Э. Требования предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России к эффективному выполнению служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - С. 30-35.
  2. Болотин, А.Э. Педагогическая модель обеспечения физической готовности выпускников вузов ПВО (ВКО) к боевой деятельности / А.Э. Болотин, О.С. Зайцев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 38-42.
  3. Болотин, А.Э. Модель процесса подготовки призывной молодежи к воинской службе / А.Э. Болотин, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 12 (94). - С. 27-31.
  4. Болотин, А. Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Э. Болотин, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 35-41.
  5. Болотин, А.Э. Факторы, определяющие физическую готовность личного состава горноспасательных подразделений / А.Э. Болотин, Г.В. Руденко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 11 (105). - С. 27-31.

REFERENCES

  1. Bolotin, A.E. and A.N. Sivak, A.N. (2012), "Requirements imposed to university graduates of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to effective implementation of office and fighting tasks", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.
  2. Bolotin, A.E. and Zaytsev, O. S. (2012), "Pedagogical model of ensuring physical readiness of university graduates of air defense (VKO) to fighting activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 38-42.
  3. Bolotin, A.E. and Layshev, R. A. (2012), "Model of process of preparation of draft youth to military service", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 94, No. 12, pp. 27-31.
  4. Bolotin, A.E. and Chistyakov A.V. (2013), "Struktura and contents of the pedagogical con­cept of improvement of multilevel system of physical training in Russia", Uchenye zapiski universitet imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.
  5. Bolotin, A.E. and Rudenko G. V. (2013), "The factors defining physical readiness of staff of mine-rescue divisions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 105, No. 11, pp. 27-31.

Контактная информация: a_sdd@mail.ru

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Не найдено ни одного элемента, соответствующего выбранным критериям.

Социальные комментарии Cackle