Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

15 Сентября 2010 Журнал "Адаптивная физическая культура"

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Образование

Автор: Литош Нина Леонидовна, Гриднева В. В.

Эффективность методики формирования когнитивных компетенций специалистов по адаптивной физической культуре

Ключевые слова: специалист по адаптивной физической культуре, когнитивные компетенции, профессиональная подготовка, активные методы обучения.

Аннотация. В статье говорится о методике формирования когнитивных компетенций студентов специальности «Адаптивная физическая культура», а также о диагностическом комплексе, позволяющем выявить эффективность предложенной методики.

Контакт: umu@sibsport.ru и omsafk@mail.ru

Efficiency of the technique of formation of cognitive the competence of experts in adaptive physical training

Litosh N. L., PhD. Assistant Professor Gridneva V. V., postgraduate student
Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk

Keywords: the expert in adaptive physical training, cognitive the competence, vocational training, active methods of training.

Abstract. In article it is told about formation techniques когнитивных компетенций students of a speciality «Adaptive physical training», and also about the diagnostic complex, allowing to reveal efficiency of the offered technique.

Актуальность. Современное общество характеризуется появлением новой образовательной парадигмы, основу которой составляет признание уникальности, индивидуальности, безусловной ценности каждой личности. Основным направлением данной парадигмы является компетентностный подход. В современном формате компетентностного подхода, выпускник должен иметь не просто определенные знания, а способность применить эти знания в своей профессиональной деятельности, проявляя творчество, мобильность и гибкость мышления, то есть обладать сформированными когнитивными компетенциями. При этом многие авторы указывают на необходимость применения активных методов обучения, позволяющих формировать необходимые специалистам компетенции [5, 1, 3]. Анализ научно-методической литературы показал отсутствие комплексных научно обоснованных методик оценки сформированности когнитивных компетенций, предлагаемые способы оценки носят не полный, фрагментарный характер и позволяют оценить лишь знания и умения студентов.

О. А. Барабаш [2] проведено исследование профессиональной и личностной деятельности учителей физической культуры специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8-го вида и выявлено, что данная категория специалистов обладает низким и средним уровнями развития гностических способностей. Как показали результаты исследования сформированности профессионально-педагогических умений студентов, обучающихся специальности «Адаптивная физическая культура», у большинства из них отмечается средний уровень развития гностических умений в условиях практической подготовки. В результате - уровень профессиональной компетентности таких специалистов не будет соответствовать современным образовательным требованиям. В связи с этим, возникает необходимость в разработке и внедрении в процесс профессиональной подготовки студентов научно обоснованной методики формирования когнитивных компетенций, основанной на использовании активных методов обучения [7].

В настоящее время имеется противоречие между объективной потребностью в совершенствовании профессиональной подготовки специалистов по адаптивной физической культуре и сегодняшним уровнем
научных знаний о сущности данного процесса [8,10].

Проблемой исследования является несоответствие между требованиями Государственного образовательного стандарта специальности «Адаптивная физическая культура», современными условиями профессиональной деятельности специалистов по адаптивной физической культуре и существующим уровнем подготовленности выпускников.

Цель: совершенствование процесса профессиональной подготовки студентов - будущих специалистов по адаптивной физической культуре.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки студентов, обучающихся по специальности «Адаптивная физическая культура».

Предмет: процесс формирования когнитивных компетенций специалистов по адаптивной физической культуре с применением активных методов обучения.

Гипотеза: нами было предположено, что внедрение в учебный процесс активных методов обучения позволит повысить уровень когнитивных компетенций студентов специальности «Адаптивная физическая культура», если их применение в процессе преподавания дисциплин «Теория и организация адаптивной физической культуры» и «Частные методики адаптивной физической культуры» будет основано на анализе содержания и состава компетенций, формируемых на данных дисциплинах.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
  2. Разработать диагностический комплекс оценки уровня сформированности когнитивных компетенций специалистов по адаптивной физической культуре.
  3. Выявить исходный уровень знаний студентов специальности «Адаптивная физическая культура».
  4. Обосновать методику формирования когнитивных компетенций студентов специальности «Адаптивная физическая культура» с применением активных методов обучения.

Организация исследования. Исследование проводилось в г. Омске, на базе Сибирского университета физической культуры и спорта (СибГУФК). В исследовании приняли участие 64 студента 3-5 курсов, обучающихся специальности «Адаптивная физическая культура», и 25 специалистов, работающих в сфере физической культуры и спорта с лицами, имеющими ограниченные возможности жизнедеятельности.

В процессе анализа научно-методической литературы нами была выявлена необходимость применения методик, которые бы смогли оценить уровень сформированности когнитивных компетенций студентов, а не только их уровень знаний. Принимая во внимание то, что знания являются лишь фундаментом для формирования когнитивных компетенций [11], нами был разработан диагностический комплекс оценки уровня сформированности когнитивных компетенций студентов.

В данный комплекс были включены 5 диагностических компонентов:

1. Тестирование, которое применялось в процессе предварительного исследования и позволяло оценить уровень знаний по основным дисциплинам специальности: «Теория и организация адаптивной физической культуры» и «Частные методики адаптивной физической культуры», а также выявить наиболее сложные разделы программ по данным дисциплинам. Тестовые задания по данным дисциплинам соответствовали содержанию примерных рабочих программ, рекомендованных Учебно-методическим объединением по образованию в области физической культуры.

Результаты тестирования знаний студентов показали, что средний балл дисциплины «Теории и организации адаптивной физической культуры» составил 3,6 балла; дисциплины «Частные методики адаптивной физической культуры» - 3,8 балла. Были также выявлены разделы программ, вопросы по которым представляли для студентов наибольшую трудность. Так, в «Теории организации АФК» данным разделом явился «Методические аспекты АФК» и темы: «Обучение двигательным действиям лиц с ограниченными возможностями»; «Развитие физических способностей в АФК», что составило 28% всех неправильных ответов, а также раздел «Методологические аспекты АФК», тема «Функции и принципы АФК» - 21% неправильных ответов. По дисциплине «Частные методики АФК» такими разделами и темами явились: «Реабилитация детей с поражением спинного мозга» (19%), «Методика занятий с детьми, имеющими нарушения речи» (21%).

2. Экспертная оценка являлась основной и проводилась после окончания основного эксперимента для оценки способности студентов применять полученные ими знания в процессе выполнения конкретных практических заданий.

3. Для достижения успеха в области физической культуры и спорта лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов необходим глубокий и осмысленный анализ их потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций, особенностей их личности и индивидуальности. Специалисты, работающие с этой категорией лиц, должны обладать не только определенными знаниями и умениями, но и соответствующими личностными характеристиками, которые будут способствовать успешной профессиональной деятельности [4]. Важным условием успешного усвоения педагогической деятельности является формирование правильного представления студентов о ее содержании и структуре [6]. Чтобы провести анализ представлений студентов о качествах, необходимых специалисту по адаптивной физической культуре, нами была модифицирована методика «Ценностные ориентации» М. Рокич. Профессионально важные качества выступают как убеждения в том, что какое-то свойство личности является предпочтительным в процессе любого вида деятельности специалиста по адаптивной физической культуре. Результаты ранжирования ценностей у студентов позволяет сравнить их с результатами тестирования специалистов, имеющих определенный опыт работы, а также проследить динамику изменений результатов тестирования до и после педагогического эксперимента или констатировать факт отсутствия таковой. Для изучения ценностных ориентаций нами было выбрано 37 профессионально важных качеств специалиста по адаптивной физической культуре. Это стало возможным с помощью предварительного опроса. В исследовании приняли участие 64 студента и 25 специалистов, работающие с людьми с ограниченными возможностями и имеющие стаж работы от 3 до 17 лет. Им было предложено ранжировать профессионально важные качества в порядке уменьшения их значимости. Анализ полученных результатов выявил значительные различия между мнениями студентов и специалистов. Большинство студентов наиболее профессионально важными качествами считают выдержанность, любовь к детям, ответственность, самостоятельность, общительность, деликатность, упорство, твердая воля, целеустремленность, способность к самосовершенствованию. Специалисты называют наиболее необходимыми качествами ответственность, терпимость к людям, устойчивость к стрессу, способность к самосовершенствованию, компетентность, оптимизм, самоконтроль, эмпатия, наблюдательность, интуиция.

4. Среди наиболее значимых качеств, как студентами, так и специалистами, было названо такое качество, как способность к самосовершенствованию. Когнитивные компетенции могут быть сформированы только у активного студента, стремящегося к постоянному поиску, заинтересованного в результатах своей деятельности. Этим и был обусловлен выбор методики «Диагностика потребности в самосовершенствовании», разработанной Г. Д. Бабушкиным (2005). Использование указанной методики проводилось нами как до, так и после педагогического эксперимента, что позволило изучить динамику уровня потребности в самосовершенствовании или, наоборот, констатировать отсутствие такого изменения. Диагностика потребности в самосовершенствовании, проведенная до педагогического эксперимента, показала, что из 64 студентов 49 человек имеют среднюю степень выраженности данной потребности, у 8 - выявлена высокая, а у 7 - низкая степень потребности в самосовершенствовании.

5. Методика «Самочувствие. Активность. Настроение.» (САН) (В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай, М. П. Мирошников, 1973). Методика САН позволила выявить ситуативные реакции студентов на процесс обучения и изучаемый учебный материал, сравнить данные реакции в контрольных и экспериментальных группах и применялась в процессе проведения педагогического эксперимента.

Данный диагностический комплекс был внедрен в процесс профессиональной подготовки студентов в преподавании дисциплин «Теория и организация АФК» и «Частные методики АФК» с использованием активных методов обучения. Он позволил оценить эффективность методики формирования когнитивных компетенций студентов, обучающихся специальности «Адаптивная физическая культура».

Для обоснования и разработки экспериментальной методики нами был проведен контент-анализ следующих нормативно-методических материалов: примерных рабочих программ основных дисциплин специальности, рекомендованных УМО по образованию в области физической культуры; проектов Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки «Адаптивная физическая культура». Особенностью экспериментальной методики является учет содержания и состава компетенций, представленных во ФГОС [9]. Можно сделать заключение, что на дисциплинах «Теория и организация адаптивной физической культуры» и «Частные методики адаптивной физической культуры» необходимо сформировать как профессиональные (ПК), так и общекультурные компетенции (ОК), указанные в ФГОС ВПО. Все компетенции соотнесены нами по разделам и темам изучаемых дисциплин и проведен анализ структуры данных компетенций. Так, на дисциплине «Теория и организация АФК» ПК будут составлять 62% от всех формируемых на занятиях компетенций, а ОК - 38%. На дисциплине «Частные методики адаптивной физической культуры» также большую часть занимают ПК - 78%, а ОК составляют 22%.

В процессе преподавания данных дисциплин на семинарских занятиях использовались такие активные методы обучения, как ситуационный анализ и деловая игра. Содержание заданий определялось тем составом компетенций, которые необходимо сформировать в каждой конкретной теме или разделе. Материал разделов, вызывающих у студентов (по данным педагогического тестирования) наибольшую трудность, не предлагался обучающимся в готовом виде, а предъявлялся с помощью использования такого метода активного обучения, как деловая игра. В содержании остальных разделов изучаемых дисциплин, вызывающих меньшие затруднения у студентов, были выявлены основные, ключевые положения. Их усвоение, перенос из теоретической области в практическую осуществлялся с использованием метода ситуационного анализа. Причем, предлагаемые проблемные ситуации, не заменялись традиционными методами, а служили дополнением к ним (таб. 1).

Таблица 1. Соотношение методов формирования когнитивных компетенций студентов, используемых на семинарских занятиях, %

Наименование дисциплины Традиционные методы Ситуационный анализ Деловая игра
Частные методики адаптивной физической культуры 52 41 7
Теория и организация адаптивной физической культуры 61 26 13

После изучения дисциплин «Теория и организация адаптивной физической культуры» и «Частные методики адаптивной физической культуры» студентам был использован выше названный диагностический комплекс для оценки уровня сформированности когнитивных компетенций.

Для выявления способности применять полученные знания в процессе практической деятельности студентам предлагались конкретные задания по решению педагогических ситуаций, затем проведена экспертная оценка результатов. Экспертами выступали преподаватели кафедры теории и методики адаптивной физической культуры СибГУФК и специалисты образовательных учреждений, на базе которых студенты проходили практику по специальности и специализации. Было выявлено, что студенты экспериментальной группы получили достоверно более высокую оценку экспертов. По результатам освоения дисциплины «Теория и организация адаптивной физической культуры» в экспериментальной группе средняя оценка экспертов составила 4,6, в контрольной группе - 3,2 балла, по дисциплине «Частные методики адаптивной физической культуры» в экспериментальной группе - 4,8, в контрольной группе - 3,5 балла.

По окончании эксперимента были выявлены изменения в результатах ранжирования студентами экспериментальной группы профессионально важных качеств специалиста по адаптивной физической культуре в сравнении с их результатами до эксперимента. Кроме того, по многим профессионально важным качествам стали наблюдаться значительные сходства между мнением студентов и мнением специалистов, работающих с лицами с ограниченными возможностями. Так, наиболее необходимыми для профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре качествами студенты стали считать терпимость к людям, устойчивость к стрессу, эмпатию, оптимизм, наблюдательность. Так же, как и до эксперимента, студенты назвали профессионально важными качествами ответственность, целеустремленность, способность к самосовершенствованию. Результаты ранжирования профессионально важных качеств студентами контрольной группы практически не изменились.

Результаты исследования по методике «Диагностика потребности в самосовершенствовании» (Бабушкин Г. Д., 2005) показали, что в экспериментальной группе (n=36) значительно возросло количество студентов, имеющих высокую степень выраженности потребности в самосовершенствовании. Высокую степень выраженности потребности проявили 16 человек, 19 человек имели среднюю степень, и только 1 человек показал низкую степень выраженности данной потребности. Из 28 студентов контрольной группы, как и до эксперимента, низкую степень потребности в самосовершенствовании показали 4 человека. Количество студентов контрольной группы, имеющих высокую степень выраженности потребности, составило 6 человек, что всего на 2 студента больше, чем до эксперимента, остальные студенты имели среднюю степень выраженности потребности в самосовершенствовании.

В процессе проведения педагогического эксперимента в конце каждого семинарского занятия студентам как экспериментальной, так и контрольной группы, предлагался опросник «Самочувствие. Активность. Настроение». Средние показатели студентов контрольной и экспериментальной групп имели достоверные различия по всем трем категориям. Студенты контрольной группы показали 4,4 балла по категории «Самочувствие», 2,5 балла по категории «Активность», 3,9 балла — по категории «Настроение». Студентами экспериментальной группы по категориям «Самочувствие», «Активность», «Настроение» были показаны результаты выше среднего (5,1; 5,3; 5,4 соответственно). Такие результаты, по-нашему мнению, свидетельствуют о более благоприятных ситуативных реакциях студентов экспериментальной группы на предлагаемый им учебный материал изучаемых дисциплин.

Таким образом, разработанная нами методика с использованием активных методов обучения в процессе преподавания основных дисциплин способствует формированию когнитивных компетенций студентов специальности «Адаптивная физическая культура», что подтверждается результатами диагностического комплекса для оценки уровня их сформированности.

Литература

  1. Аксенова О. Э. Использование активных методов обучения при подготовке специалистов по адаптивной физической культуре / О. Э. Аксенова, Е. В. Малинина // Адаптивная физическая культура. - №3 (27). - 2006. - 2-я стр. обл. и С. 13-14.
  2. Барабаш О. А. Педагогическая диагностика профессиональных и личностных качеств учителей физической культуры, работающих в специальных (коррекционных) учреждениях для детей и подростков с умственной отсталостью // Теория и практика физической культуры. - №9, 2006. - С. 53-54.
  3. Волондина В. С. Формирование профессиональной готовности будущих учителей физической культуры посредством активных методов обучения. Автореферат дис... канд. пед. наук, Красноярск. - 2007. - 2б с.
  4. Литош Н. Л. Определение состава профессиональных компетенций специалистов по адаптивной физической культуре / Н. Л. Литош // Научные труды: ежегодник. Омск: Изд-во СибГУФК, 2008. - С. 256-260.
  5. Магин В. А. Модель системы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту на основе инновационных технологий // Теория и практика физической культуры. - 2006. - №4. С. 13-17.
  6. Мухаметзянова Н. В. Особенности профессионально важных качеств будущих учителей физической культуры // Теория и практика физической культуры. - № 5, 2007. - С. 30-32.
  7. Смехнов Ю. А. Исследование сформированности профессионально-педагогических умений студентов специальности «Адаптивная физическая культура» в условиях практической подготовки / Ю. А. Смехнов, Н. Л. Литош // Адаптивная физическая культура, 2007. - № 1 - С. 2-3.
  8. Строгова Н. А. Гуманистические аспекты адаптивной физической культуры в специальном образовании / Н. А. Строгова // Мат. совм. науч-пр. конф. проф. -преп. и научного состава МГАФК, РГАФК, ВНИИФК. Малаховка: МГАФК, 2002. - С. 215-218.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 03440 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура), утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2010 г.
  10. Федякин А. А. Содержание и организация практик будущих специалистов по адаптивной физической культуре / А. А. Федякин, Н. В. Скорик, Л. К. Федякина // Адаптивная физическая культура. - 2006, № 1. - С. 24-25.
  11. Шарипов Ф. В. Профессиональная компетентность преподавателя вуза / Ф. В. Шарипов // Высшее образование сегодня. № 1. - 2010. - С. 72-77.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle