Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Шарина Е. П.

Динамика результатов психофизического состояния морских курсантов методами вегетативно-резонансного тестирования и функциональной диагностики

Аннотация

В данной статье представлены результаты сравнительной оценки вегетативно-резонансного тестирования и данных функциональной диагностики курсантов 1 и 3 курсов морских вузов к условиям учебы и прохождения плавательной практики на учебном судне.

Ключевые слова: вегетативно-резонансное тестирование, функциональная диагностика, психофизическое состояние, морские курсанты.

ВВЕДЕНИЕ

Любая профессия предъявляет определенные требования к организации жизни человека. Адаптивные свойства организма морских специалистов служат мерой его «надежности» сохранять нормальную жизнедеятельность в неадекватных для него условиях работы в море. Под нормой адаптации понимают соответствие структуры и функций системы организма определенным характеристикам структуры среды, при которой система нормально функционирует, обеспечивая свою жизнедеятельность. При оценке деятельности человека, в том числе и профессиональной, важно определить «цену деятельности», т.е. оценить функциональные системы организма, обеспечивающие работу со стороны степени истощения сил организма и влияния на здоровье [1].

Под психофизическим состоянием организма понимают совокупность физиологических процессов, определяющих уровень функционирования и работоспособности организма. Поэтому показатели функционального состояния удобны для интегральной экспресс-оценки и изучения уровня психофизиологической адаптации и дееспособности личного состава. Использование для этой цели диагностических методик, основанных на определении электропроводности биологически активных точек (БАТ) и функционального состояния сердца на трехмерном "портрете" сердца представляется особенно перспективным [2,4].

МЕТОДИКА

В целях сравнительного анализа результатов психофизического состояния морских курсантов было проведено исследование методом вегетативно-резонансного тестировании (ВРТ) по определению уровня здоровья, резервов адаптации, уровню пси-хо-вегетативной нагрузки.

Метод вегетативного резонансного теста (ВРТ) - результат синтеза и углубленного развития методов электропунктурной и биоэлектронной функциональной диагностики, которая позволяет использовать измерение параметров всего одной биологически активной точки на коже пациента. Достоверность вегето-резонансного тестирования достигает 85%, что сравнимо с достоверностью УЗИ, но намного превосходит его по широте информации. ВРТ реализует интегральный подход к оценке состояния человека на трех основных уровнях жизнедеятельности организма: структурном (опорно-двигательная система), биохимическом (обмен веществ органов и тканей) и психо-эмоциональном. Метод проводился на отечественном сертифицированном оборудовании фирмы «Имедис» (Москва), прибором МИНИ-ЭКСПЕРТ-ДТ [2].

Исследование функциональных возможностей организма (психофизиологическая адаптация) проводилось с помощью определения адаптационного потенциала (АП) по Р.М. Баевскому (1987), уровня функционального состояния (УФС) по Е.А. Пироговой (1984), экспресс-оценки уровня физического здоровья (УФЗ) по Г.Л. Апа-насенко (1988). Способность к восстановлению после физической нагрузки оценивалась по пробе Мартинета [3], а также на отечественном аппарате «Кардиовизор», который позволяет «увидеть» не только восстановление после физической нагрузки, но и имеющиеся нарушения в работе сердца (достоверность свыше 80%), предсказать их возможное появление в будущем [4]. Исследование личной тревожности было проведено с помощью популярной методики Спилбергера-Ханина.

Проведено обследование курсантов 1-го (только поступивших - 48 чел.) и 3-го (прошедших плавательную практику на парусном судне - 44 чел.) курсов Морского государственного университета имени адмирала Г. И. Невельского в количестве 92 человек.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По методу вегетативно-резонансного тестирования (ВРТ) определялся уровень здоровья (УЗ), который делится на 3 группы здоровья, а каждая группа здоровья в свою очередь подразделяется еще на 3 подгруппы (1-1 - наилучший уровень здоровья; 3-3 - наихудший). Резервы адаптации (РА) по этому методу делятся на 6 групп: очень высокие, высокие, хорошие, средние, низкие, очень низкие. Каждая группа имеет 4-6 степеней. Психо-вегетативная нагрузка (ПВН) оценивается в условных единицах (у.е.) напряженности (от 0 до 5). Способность к восстановлению (СВ) после физической нагрузки (20 приседаний за 30 секунд) регистрировалась по показаниям «Кардиовизо-ра».

Полученные результаты вегетативно-резонансного тестирования (ВРТ) и «Кар-диовизора» были соотнесены с данными, полученными в результате исследований и вычислений адаптационного потенциала (АП), уровня функционального состояния (УФС), уровня физического здоровья по Апанасенко (УФЗ), уровня личной тревожности (УЛТ), восстановлению (В) после физической нагрузки (20 приседаний за 30 секунд) (табл.1).

Таблица 1

Динамика психофизического состояния морских курсантов МГУ им. адм. Г.И. Невельского 1 и 3 курсов во время исследования

Курс

Количество курсантов

Аппаратные методы

Методы функционального состояния

ВРТ

Кардиовизор

Баевский

Пирогова

Апанасенко

Спилберг

Мартинет

УЗ 

РА

ПВН у.е.

СВ мин.сек

АП балл

УФС
балл

УФЗ
балл

УЛТ балл

В
мин.сек

1

48

1-3

выс. 6 ст.

1,1

1.43,80

1,97

0,667

10,73

32,9

1.49,8

3

44

1-2

оч.выс.2 ст.

0,4

59,85

1,71

0,771

14,99

23,3

1.05,9

 

Результаты проведенного тестирования говорят о высоких адаптационных резервах: у третьекурсников - очень высокие, у первокурсников - высокий 6 ст. Уровень здоровья всех обследованных курсантов относится к 1-й группе здоровья, но у курсантов 3 курса на уровень выше. Адаптационный потенциал у всех курсантов в норме, но показатели курсантов третьего курса намного выше, чем у первого. Уровень функционального состояния, экспресс-оценка физического здоровья по Апанасенко, способность к восстановлению после физической нагрузки по пробе Мартинета и «Кар-диовизору» у курсантов-третьекурсников - уровень выше среднего, первокурсников -средний уровень. Уровень психо-вегетативной напряженности методом ВРТ и по методике Спилберга-Ханина у курсантов 3 курса - низкий, у курсантов 1 курса - средний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенные исследования позволили нам сделать вывод о том, что:

1) аппаратное обследование методом вегетативно-резонансного тестирования и с помощью аппарата «Кардиовизор» показателей уровня здоровья, резервов адаптации, психо-вегетативной напряженности сравнимо с расчетными показателями адаптационного потенциала (АП), уровня функционального состояния (УФС), экспресс-оценки уровня физического здоровья по Апанасенко (УФЗ), методики личной тревожности Спилберга-Ханина; а показатели способности восстановления организма после физической нагрузки по «Кардиовизору» точнее, чем по результатам пробы Мартине-та, на что указывает на субъективность оценки при ручном измерении частоты сердечных сокращений во время тестирования.

2) применяемая методика вегетативно-резонансного тестирования и аппарата «Кардиовизор» в связи с неинвазивностью, затратой небольшого времени может применяться для косвенной оценки психофизиологического состояния морских курсантов и может использоваться в морских условиях.

3) показатели психофизического состояния курсантов 3 курса, прошедших плавательную практику на учебном парусном судне выше, чем показатели курсантов-первокурсников, что говорит о более лучших резервах адаптации третьекурсников к условиям учебы и практики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баевский, Р. М. Проблема оценки и прогнозирования функционального организма и ее развитие в космической медицине / Р. М. Баевский // Успехи физиологических наук. - 2006. - Т. 37. - № 3. - С. 42-57.

2. Готовский, Ю.Б. Краткое руководство по индукционной терапии : метод. рекомендации / Ю.Б. Готовский, Л.Б. Косарева, Л.А. Фролова. - М. : ИМЕДИС, 1999. - 27 с.

3. Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности : учеб. пособие / Б. Х. Ланда. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Советский спорт, 2006. - 208 с. : ил. - ISBN 5-9718-0141-4.

4. Новые методы электрокардиографии / под ред. С.В. Грачева, Г.Г. Иванова, А.Л. Сыркина. - М. : Техносфера, 2007. - 552 с. - ISBN 978-5-94836-114-7.

Контактная информация: skater.59@mail.ru

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle