Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

01 Мая 2006 Журнал "Спортивный психолог"

Виды спорта: Физическая культура, Общеспортивная тематика

Рубрики: Образование, Спортивная наука

Автор: Попов А. Л., Шумова Н. С.

Дифференцирующие факторы учебно-воспитательной работы при освоении психологии студентами физкультурного вуза (факультет циклических видов спорта)

Дифференцирующие факторы учебно-воспитательной работы при освоении психологии студентами физкультурного вуза (факультет циклических видов спорта)

Дифференцирующие факторы учебно-воспитательной работы при освоении психологии студентами физкультурного вуза (факультет циклических видов спорта)

Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса - одна из существенных задач подготовки специалистов сферы ФВ и С. В соответствии с тенденцией современного образования немалая доля ее решения ложится на плечи самих студентов в виде самостоятельной работы и самовоспитания. Действенность самовоспитания во многом определяется качеством психодиагностической работы, ее конкретики, ориентации на индивидуальные особенности личности. Психодиагностика с помощью репертуарных решеток Келли (см. Франселла Ф., Баннистер Д.) в соединении с качественной интерпретацией и собеседованием по результатам психодиагностики обладает, на наш взгляд, всеми необходимыми предпосылками для самовоспитания, динамики ценностных ориентаций.

По существу, речь идет о психологическом консультировании специалиста, опирающегося в своих выводах на конкретику психодиагностических методик, оценочного шкалирования и уточнения рекомендаций по ходу собеседования с испытуемыми. После ознакомления с результатами диагностики происходит обмен мнениями, позволяющий прийти к согласованному, принятому испытуемым мнению и выводам.

Основная цель данной работы - повышение воспитательной роли учебного процесса по психологии в физкультурных вузах за счет дифференцированного подхода к этому процессу, не выходящего за временные и организационные рамки обычных лабораторно-практических занятий по курсу психологии. Полученные данные представляют интерес не только в плане индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса, но и в виде обобщенной характеристики студентов факультета циклических видов спорта (факторный анализ).

Выбор психологии как учебного предмета позволяет провести эксперимент, близкий к естественному, т.к. он опирается на изучение студентами психодиагностических методик в рамках лабораторно-практических занятий на втором курсе.

Получены индивидуальные и групповые данные, позволяющие дифференцировать учебно-воспитательную работу со студентами с акцентом на более глубокий учет их психологических особенностей. В качестве системообразующего фактора воспитания была использована учтивость в полном соответствии с культурно-историческим и современным содержанием этого термина. Начиная со времен Екатерины II, это качество считалось одним из признаков воспитанности человека, непременным компонентом высокого профессионализма во множестве видов деятельности, к нему обращались Дейл Карнеги, Эмили Пост, имеются общие корни с международной устремленностью людей к толерантности (см. Федеральная программа...). Немаловажную роль играет учтивость в спортивном этикете. Этому термину отведено значительное место в словаре В.И. Даля, все значения термина, приведенные в этом издании, положены нами в основу критериев учтивости, использованных во взаимных оценках (парные сравнения) и в авторской анкете.

Задачи

  1. Разработать комплекс психодиагностических процедур, необходимый и достаточный для развернутых характеристик студентов - спортсменов.
  2. Собрать и обработать материал, позволяющий выявить основные факторы и стратегии самовоспитания учтивости на базе знания студентами особенностей собственной психики.
  3. Разработать предложения по учету названных выше особенностей в формировании мотивов учтивости на факультете циклических видов спорта.

Организация

Экспериментальные данные были получены в ходе лабораторно-практических занятий, полностью совпадающих с программой и содержанием обычных для РГУФКСиТ. Занятия проводились по обычному расписанию и структуре профессором Поповым А.Л. при участии Шумовой Н.С. в качестве основного исследователя. Главной их целью было освоение студентами конкретных психодиагностических методик, получение исследуемых характеристик психики, их оценке по соответствующим шкалам и последующая интерпретация. В результате этого студенты получали информацию об индивидуальных особенностях, при этом общение в процессе взаимодействия было учтивым и по форме, и по содержанию.

Всего в исследовании приняли участие четыре академических группы факультета циклических видов спорта в 2004-2005 учебном году. В итоговую таблицу внесены данные только тех студентов (56 человек), которые имели не более двух пропусков занятий. Особенностью группы в целом можно считать совмещение занятий спортом и учебы в Университете, а также спортивную специализацию. Среди испытуемых: легкоатлеты-бегуны (спринт, средние дистанции, стайеры), лыжники (гонщики, биатлонисты), велосипедисты, конькобежцы, гребцы на байдарках, пловцы, а также по одному человеку, представляющему шорт-трек, прыжки (в высоту, с шестом, тройной), метание копья. Большинство этих видов классифицируется как циклические виды (Матвеев Л.П., Смирнов В.И.). Все они связаны с объективной оценкой результатов соревновательных действий и многократным повторением локомоторных актов на разных дистанциях.

Занятия проводились один раз в неделю в сентябре - октябре, ноябре - декабре 2004 и марте - мае 2005 года. Все испытуемые, данные которых внесены в итоговую таблицу, успешно сдали курсовые зачеты и экзамены.

Методика исследования

Задействованы три группы методик. 1) психические процессы и особенности личности (ощущения и восприятия, внимание, память, мышление, способности, самооценка, воля, эмоциональная устойчивость), 2) социально - психологические методики (социометрия, отношения тренер - спортсмен, атмосфера в группе), 3) методики, связанные со спецификой авторского исследования учтивости (анкета, репертуарные решетки, парные сравнения по особенностям проявления учтивости), а также показатель «психологический возраст».

Всего нами использовано 15 методик, преобладающее большинство которых может быть уверенно отнесено к числу надежных, валидных в связи с тем, что они используются во многих ВУЗах, являются большей частью демонстративными, допускают групповой и индивидуальный характер проведения и посвящены основным понятиям общей, возрастной, социальной психологии, психологии физического воспитания и спорта. Номера показателей, представленных ниже, сохранены во всей работе.

Назовем методики и входящие в них показатели (указаны в скобках):

  1. Социометрический тест, разработанный Дж. Морено (показатели №1 - число выборов и №2 - из них взаимных).
  2. Парные сравнения (показатель №3 - средний балл взаимного сравнения по критериям учтивости).
  3. Способности по Г. Айзенку (№4 - число решенных задач).
  4. Переключения внимания по таблицам Шульте (№5 - поиск черных цифр по порядку от 1 до 25, №6 - поиск красных цифр от 24 до 1, №7 - чередование первых двух заданий, №8 - индекс переключения внимания).
  5. Виды памяти при запоминании списка из 20 слов (№9 - непроизвольная, №10 - произвольная, №11 - ассоциативная, №12 - словесно-логическая).
  6. Свойства мышления (№13 - быстрота мышления, №14 - активность, №15 - качество мышления).
  7. Самооценка личности (№16 - двукратное ранжирование 20 свойств и качеств личности).
  8. Авторский тест «Учтивы ли Вы?» (№17 - компонент «Адекватность», №18 - «Наивная учтивость», №19 - «Тактичность», №20 - «Чуткость», №21 - «Уважение», №22 - итоговая оценка).
  9. Авторская (Шумова Н.С.) репертуарная решетка (оценка ролей: №23 - Я сам, №24 - Жалеющий о содеянном, №25 - Считающийся с мнением близких, №26 - Мало известны нормы поведения, №27 - Спорщик, №28 - Завистливый, №29 - Бесконфликтный в семье, №30 - Часто наказывали, №31 - Аналитик происшествий, №32 - Согласующий поведение с нормами, №33 - Самодостаточный, №34 - Безвольный, №35 - Не любящий подчиняться, №36 - Подозрительный, №37 - Неумелый выбор друзей, №38 - Уверенный, спокойный, №39 - Мастер общения, №40 -Ценящий достоинство другого, №41 - Сострадающий, №42 - Учтивый; конструкт №43 - обязательный конструкт «учтивый - неучтивый»).
  10. Тест Люшера (с №44 по №51, очередность цветов, отклонение от стандартного ряда).
  11. Психологический возраст (№52).
  12. Отношения «Тренер-спортсмен-1», (№53 - гностический компонент, №54 - эмоциональный, №55 - поведенческий, №56 - суммарная оценка).
  13. Атмосфера в группе (с №57 Дружелюбие - Враждебность, №58 Согласие - Несогласие, №59 Удовлетворенность - Неудовлетворенность, №60 - Увлеченность - Равнодушие, №61 -Продуктивность-Непродуктивность, №62 - Теплота - Холодность, №63 - Сотрудничество - Отсутствие сотрудничества, №64 - Взаимная поддержка - Недоброжелательность, №65 - Занимательность - Скука, №66 - Успешность - Неуспешность).
  14. Эмоциональная устойчивость (№67 - Сенсорный компонент, №68 - Моторный компонент, №69 - Ассоциативный компонент).
  15. Волевые качества (А. Ц. Пуни) (№70 - Целеустремленность, №71 - Настойчивость и упорство, №72 - Самостоятельность и инициативность, №73 - Решительность и смелость, №74 - Выдержка и самообладание).

При обработке результатов нами использован математико-статистический аппарат, включенный в состав компьютерных пакетов Excel и Statistica 5,5: основные статистики, корреляционный и факторный (компонентная модель) анализы, пятибалльные оценочные шкалы по методу Мартина в модификации Башкирова. При оценке достоверности были использованы статистические таблицы Большева Л.Н. и Смирнова Н.В., а при оценке значимости факторных весов мы опирались на работы Г. Хармана.

Разумеется, сама процедура вычисления факторов и факторных весов в соответствии с алгоритмом компонентной модели, особенно в ее компьютерной реализации, представляет собой лишь своеобразную «мельницу», которая и дает исследователю предпосылку обоснования весомости факторов (показывая состав, но не называя при этом самих факторов). Содержательная интерпретация факторов должна быть выполнена самим исследователем. Наиболее типичным в интерпретации факторов является опора на название показателя (показателей), имеющего (имеющих) наибольший статистически значимый факторный вес (факторную нагрузку). Процедура оценки значимости факторных нагрузок - процесс неоднозначный, наиболее полно описан в работах Г. Хармана, Д. Лоули и А. Максвелла и, как правило, включена в состав статистических пакетов, реализующих алгоритм факторного анализа. Обработка репертуарных решеток проводилась по программе, описанной в статье Булавкиной Т.А., Никитиной Е.Д., Попова А.Л. Основной принцип этой обработки - вычисление четырехпольного тетрахорического коэффициента Чупрова (см. например Зайцев Г.Н.). По результатам обработки для каждого испытуемого составлялись индивидуальные распечатки, включавшие структуру ролей и конструктов по Выханду, коэффициенты корреляции и весомостей ролей и конструктов, а также таблица выводов, содержавшую краткие итоговые характеристики испытуемого и его контактной группы, а также соответствующие им рекомендации. По материалам этих распечаток Шумовой Н.С. проводились индивидуальные консультации. Цель консультаций - оказание помощи испытуемым в самопознании особенностей собственной психики и расширении понятий и представлений, используемых в ходе освоения психологии на лабораторных и лекционных занятиях.

Авторская анкета «Учтивы ли Вы?» большей частью построена на утверждениях, входящих в компоненты комплексных диагностических методов ММРI, Кеттелла (16-PF), Лири, совпадающими с определениями основных компонентов учтивости, полученных в контент-анализе понятия «учтивость».

Основные результаты исследования

Основной акцент нашего исследования состоит в обращении достаточно выведенных из обихода современной психологии понятий, ранее обозначавшихся в педагогике и психологии как индивидуальный и дифференцированный подходы. Решение вопросов использования результатов данного исследования применительно к индивидуализации представляется нам возможным на базе механизмов самореализации, самоактуализации (см. Леонтьев Д.А.). Предоставляя испытуемым названные выше психодиагностические материалы, мы создавали основу для учета самим испытуемым тех особенностей собственной психики, которые выявлены по ходу исследования.

Факторный анализ дает возможность качественного обобщения результатов и вместе с тем иерархизации психических проявлений: очевидных, лежащих на поверхности, и факторов более высокого порядка (более детальных, глубинных, сущностных, закрытых предыдущими наслоениями).

Результаты факторного анализа, представленные в таблице 1 (см. ниже), позволяют наметить основные стратегии работы со студентами, совмещающими учебу и занятия спортом, а самим студентам выработать соответствующие стратегии и приемы освоения материала учебных занятий, их реализации в спорте и самопознании. Каждый из факторов, изложенных ниже, может быть положен в основу образовательной тактики, в частности, при освоении лабораторного психологического практикума в физкультурном вузе.

Всего выделен 21 значимый фактор. Полнота факторизации всеми значимыми факторами (имеющими собственное число больше единицы) 86,2%. В данной работе мы подробно рассматриваем лишь 15 факторов (75,34%).

В первом факторе (полнота факторизации 14,1%) наибольший факторный вес имеет показатель №42 (0,9 - Учтивый - роль репертуарных решеток). В фактор вошли еще девять показателей (№23, 25, 29, 31, 35, 36, 38, 39, 40) репертуарных решеток: (0,86 - Я сам; 0,6 - Считающийся с мнением близких; 0,78 - Бесконфликтный в семье; 0,81 - Аналитик происшествий, 0,67 - Не любящий подчиняться; 0,68 - Подозрительный; 0,85 -Уверенный, спокойный; 0,79 - Мастер общения; 0,88 - Ценящий достоинство другого).

Фактор интерпретирован нами как «учтивость-неучтивость и специфика ее проявления» в исследуемой группе. В данном случае, к этим проявлениям относятся: умение ценить достоинство другого (в том числе считаться с мнением близких, поддерживать мирные отношения в семье), собственное достоинство и свобода личности (нелюбовь подчиняться), уверенность, спокойствие, умение анализировать происшествия (с долей подозрительности), мастерство общения.

Для выводов по теме исследования нам представляется существенным выделение среди всех показателей группы, входящей в репертуарные решетки. Фактор является наиболее очевидным, лежащим на поверхности, не закрытым наслоениями других факторов. Напомним, что все роли, так или иначе, имеют прямое отношение к учтивости, отражая положительные компоненты учтивости. При этом роль учтивого человека наиболее весома и служит основой интерпретации данного фактора.

Во втором факторе (полнота факторизации 10%) наибольший факторный вес имеет показатель №57 (-0,74 - Недружелюбие - компонент атмосферы в группе). Еще два показателя (№62 и 64) атмосферы в группе также имеют значимые факторные веса: -0,62 - Холодность и -0,71 - Недоброжелательность. В фактор также вошел показатель №70 (-0,65 - Нецелеустремленность -компонент теста «Волевые качества спортсменов» по А.Ц. Пуни).

Фактор интерпретирован нами как «недружелюбие-дружелюбие» отношений в группе. Эти отношения подкреплены также холодностью и недоброжелательностью. Показатель «Нецелеустремленность», судя по составу фактора, своеобразное дифференцирующее качество, позволяющее ценить теплоту отношений лицами целеустремленными, или наоборот, ценить недружелюбие лицами нецелеустремленными.

В третьем факторе (полнота факторизации 7,89%) наивысший факторный вес (0,59) имеет интегральный показатель (№56) ТС-1. Близкий по значимости показатель (№63), вошедший в этот фактор с весомостью -0,56 - Отсутствие сотрудничества - компонент атмосферы в группе.

Фактор интерпретирован нами как «противоречивость отношений с тренером и группой»: если имеются хорошие взаимоотношения с тренером, то студента «не хватает» на такие же отношения с группой. Наоборот, конфликтные отношения с тренером «заставляют» студента искать добрых отношений в группе.

В четвертом факторе (полнота факторизации 5,52%) наибольший факторный вес имеет показатель №24 (0,67 - Жалеющий о содеянном - роль репертуарных решеток). Еще один показатель (№30) репертуарных решеток - Часто наказывали вошел в этот фактор с весом 0,58. Близкий к значимому показатель (№56), вошедший в этот фактор со значимостью -0,48 - интегральный показатель ТС-1.

Фактор интерпретирован нами как «сожаление о содеянном по поводу отношений с тренером». К сожалению, мы не располагаем конкретными материалами о предмете испорченных отношений с тренером и частоты использованных наказаний, тем не менее, по данным наших многолетних наблюдений и бесед со студентами, отношения с тренером весьма часто бывают омрачены снижением результативности как итогом совмещения учебной и спортивной деятельности. Выбор пути соединения учебы в Университете и спортивной деятельности - это один из наиболее типичных вариантов «ошибки» в выборе жизненного пути студентами-спортсменами. Поступая в физкультурный ВУЗ, они надеялись на благоприятные условия для занятий спортом, повышение спортивных результатов, но в итоге не смогли выдержать двойную нагрузку, и вынуждены выбирать либо снижение качества учебы, либо снижение спортивных результатов.

В пятом факторе (полнота факторизации 5,13%) наибольший факторный вес имеет показатель №22 (0,57 - Учтивость, сумма баллов по тесту «Учтивость»).

Фактор интерпретирован нами как «общее представление об учтивости», поскольку базируется на интегральном показателе учтивости, подчеркивая тем самым «сходимость» всех компонентов учтивости, включенных нами в специальную анкету. Этим фактором еще раз подтверждается сложный системный многокомпонентный характер учтивости, ее особая роль в психическом отражении у наших испытуемых.

В шестом факторе (полнота факторизации 4,73%) наибольший факторный вес имеет показатель №34 (-0,52 - Волевой, роль репертуарных решеток). Оттенки фактора составляют два показателя репертуарных решеток: №26 и 33 (-0,41 -Хорошо известны нормы поведения и 0,43 - Самодостаточный) и два показателя атмосферы в группе: №59 и (-0,43 - Неудовлетворенность и -0,42 - Равнодушие).

Здесь и далее термином «оттенки» мы пользуемся для обозначения показателей, которые по факторным весам не достигают уровня значимости, но достаточно близки к нему (несмотря на то, что в одном из предыдущих факторов они уже «выложились» и как правило, на значимом уровне) и, на наш взгляд, могут дать дополнительные характеристики, существенные для понимания показателя, послужившего основой интерпретации фактора.

Фактор интерпретирован нами как «воля-безволие». Безволие в данном случае сочетается с несамодостаточностью и малой известностью норм поведения наших испытуемых. Вместе с тем, именно эта часть (безвольная) особо отмечает удовлетворенность и увлеченность групповой работой, очевидно, компенсируя в процессе этой работы имеющиеся у них недостатки. Волевые проявления, напротив, взаимосвязаны со знанием норм поведения и самодостаточностью. Вместе с тем, волевые студенты склонны оценивать атмосферу в группе как равнодушную и не удовлетворены совместной работой.

В седьмом факторе (полнота факторизации 4,23%) наибольший факторный вес имеет показатель №33 (0,49 - Самодостаточный, роль репертуарных решеток). В качестве оттенков фактора из репертуарных решеток в фактор вошел еще один показатель - №32 (0,45 - Согласующий поведение с нормами). Также в фактор вошли два показателя теста Люшера: №48 и №51 (0,44 - отклонение синего цвета от стандартного ряда вправо - беспокойство, неудовлетворенность, снижение потребности в устойчивой положительной привязанности и -0,4 - отклонение черного цвета от стандартного ряда влево - усиление стремления к комфорту, пассивности).

Фактор интерпретирован нами как «самодостаточность, включающая согласование поведения с нормами». Этот фактор хорошо дополняет и поясняет предыдущий, однако в данном факторе вместо волевой самодостаточности мы имеем самодостаточность от учета норм поведения. Низкая потребность в устойчивой положительной привязанности порождает беспокойство, неудовлетворенность, пассивность, стремление к комфорту. Вероятно, это одно из проявлений так называемого «синдрома конечной остановки» (принципы Питера) по отношению к высоким достижениям в спорте. Достигнув некоторого результата, «насытившись», эти студенты-спортсмены не стремятся улучшить свои достижения или продолжить карьеру в роли тренера, а предпочитают «почивать на лаврах», выбирая комфорт и снижение познавательной активности.

В восьмом факторе (полнота факторизации 4,03%) наибольший факторный вес имеет показатель №7 (-0,68 - поиск поочередно черных цифр от 1 до 25 и красных от 24 до 1). В качестве оттенков в фактор вошел еще один показатель, также характеризующий переключение внимания - №5 (-0,43 - поиск черных цифр от 1 до 25), а также два показателя, характеризующие память: №9 и 69 (0,42 - непроизвольная память и 0,46 - эмоциональная устойчивость ассоциативного компонента).

Фактор интерпретирован нами как «зависимость переключения внимания от проявления непроизвольной памяти и ассоциативного компонента эмоциональной устойчивости».

Дальнейшее изложение существа факторного анализа представляется нам целесообразным с учетом того, что среди оставшихся тринадцати значимых факторов целый ряд не имеет значимых или близких к ним факторных весов (факторы с 16 по 21), другая часть, хотя так же имеет связи на грани значимых и значимые, включает в себя показатели учтивости, представленные и в репертуарных решетках, и в экспертной оценке учтивости (парные сравнения) и в тесте «Учтивы ли Вы?». Эти показатели, которые хотя и не всегда обладают наивысшим в данном факторе весом, однако рядоположны по смыслу наиболее весомым показателям, делают их более понятными, уточняют их суть. Наконец, третья часть представляет собой факторы одного показателя, которые по нашему мнению акцентируют локальные особенности психики данной группы испытуемых. Первую часть факторов, как мы считаем, не представляется возможным рассматривать в отдельности, дабы не умножать сущности по принципу бритвы Оккама.

Ко второй части относятся следующие факторы:

Девятый фактор (полнота факторизации 3,56%). Наибольший факторный вес имеет показатель №43 (0,48 - учтивый, конструкт репертуарных решеток). Также в фактор вошел показатель №1 (0,42 - большое количество полученных выборов по социометрии).

Фактор интерпретирован нами аналогично пятому фактору, как «благоприятное влияние учтивости студентов-спортсменов на их положение в группе».

Двенадцатый фактор (полнота факторизации 2,83%). Наибольший факторный вес имеет показатель №47 (-0,41 - отклонение фиолетового цвета теста Люшера влево от стандартного ряда - лучшая переносимость напряжения, фрустрации). Близкий вес имеет показатель №3 (0,4 -высокая оценка учтивости по мнению группы, тест парных сравнений).

Фактор интерпретирован нами как «готовность переносить напряжение, фрустрацию учтивыми (по мнению группы) студентами-спортсменами». Готовые к перенесению фрустрации студенты-спортсмены ведут себя более учтиво.

Тринадцатый фактор (полнота факторизации 2,59%). Наибольший факторный вес имеет показатель №51 (-0,38 - отклонение черного цвета теста Люшера влево от стандартного ряда - симпатия к комфорту, пассивности). Близкий вес имеет показатель №3 (0,37 - высокая оценка учтивости по мнению группы, тест парных сравнений).

Фактор интерпретирован нами как «симпатия к комфорту и пассивности» учтивыми по мнению группы студентами-спортсменами. Фактически, это означает, что конформисты ведут себя по отношению к группе более учтиво.

В четырнадцатом факторе (полнота факторизации 2,34%) наибольший факторный вес имеет показатель №47 (-0,47 - отклонение фиолетового цвета теста Люшера влево от стандартного ряда - лучшая переносимость напряжения, фрустрации). Оттенки фактора отражает показатель №18 - наивная учтивость, тест «Учтивость» (0,42).

Снова, как и в двенадцатом факторе, отклонение фиолетового цвета теста Люшера влево от стандартного ряда образует фактор в паре вместе с высокой учтивостью - только теперь высокой не по мнению группы, а по сумме ответов испытуемого на вопросы теста «Учтивость» (Наивная учтивость - компонент теста). Таким образом, лучше переносящие нарастание напряжения и фрустрации студенты факультета преимущественно демонстрируют учтивое поведение.

Суммарная полнота факторизации 9-м, 12-м, 13-м и 14-м факторами, относящимися к учтивости (в дополнение к 14,1% первого фактора - учтивости-неучтивости и специфики ее проявлений и 5,1% пятого фактора - интегральной учтивости) составила 11,3%. Всего в факторной матрице нами задействовано 74 показателя. На долю показателей учтивости (их всего девять) приходится 12,2%. При этом их весомость составляет в общей сложности 30,5%. Мы считаем, что проявления учтивости в связи с этим соотношением числа показателей и их суммарной весомостью свидетельствует о существенной роли учтивости в проявлениях психических свойств у наших испытуемых факультета циклических видов спорта.

Наконец, третья часть факторов, как сказано выше, представляет собой факторы одного показателя, которые по нашему мнению акцентируют локальные особенности психики данной группы испытуемых. Всего таких показателей 21 из 74-х (№№2, 10-15, 33, 47, 51, 53, 56-59, 62-66, 69), причем значительная их часть (8) относится к компонентам психологической атмосферы в группе.

Факторы третьей части:

Десятый фактор (полнота факторизации 3,18%) наибольший факторный вес имеет показатель №14 (-0,51 высокая активность мышления). Оттенки фактора отражены показателями социометрии №1 и 2 - низкое количество полученных выборов (-0,44 - всего, -0,42 - взаимных).

Фактор интерпретирован нами как «роль активности мышления в межличностных отношениях». Преобладание понятийного мышления способствует снижению числа взаимных выборов, а выраженность наглядно-действенного мышления способствует повышению числа взаимных выборов, то есть межличностному взаимопониманию.

В одиннадцатом факторе (полнота факторизации 2,95%) наибольший факторный вес имеет показатель №45 (0,53 - отклонение желтого цвета теста Люшера вправо от стандартного ряда - снижение активности, общительности, веселости, потребности в перспективах, надеждах на лучшее, мечтах). Оттенок фактора - показатель №61 (-0,42 - Непродуктивность - компонент атмосферы в группе).

Фактор интерпретирован нами как «многогранная связь динамики активности, общительности, веселости, потребности в перспективах, надеждах на лучшее, мечтах с продуктивностью работы группы».

В пятнадцатом факторе (полнота факторизации 2,27%) наибольший факторный вес имеет показатель №68 (0,57 - эмоциональная устойчивость моторного компонента). Очевидно, для циклических видов спорта этот компонент является важным для обеспечения психической надежности соревновательной деятельности.

Общие итоги. Особенностью исследования является включенность испытуемых в учебный процесс по освоению практического курса по общей, возрастной, социальной психологии, психологии физического воспитания и спорта. Это позволило испытуемым получить разностороннюю и адаптированную к условиям будущей профессии ориентировочную основу в методах изучения психики, параметрах их собственных и групповых данных, возможность оценить свои результаты по соответствующим оценочным шкалам, интерпретировать их с помощью педагога и получить конкретные основания для самореализации, самопознания психики. Факторный анализ показал сложные, многогранные взаимосвязанные отношения использованных показателей, особенности см. в тексте.

В составе показателей находилась группа, в которую вошли психодиагностические процедуры, так или иначе связанные с учтивостью, как важнейшим фактором общения, коммуникативной компетентности, свойством личности, определяющим возможность оптимизации совместной деятельности. Оказалось, что студенты неоднозначно и порой противоречиво оценивают компоненты учтивости и вместе с тем признают и понимают ее объективную значимость и при необходимости могут корректировать свое поведение, полагаясь на выявленные свойства психики, как индивидуальной, так и групповой.

Состав и очередность имеющихся факторов обусловлены вариативностью межличностных отношений с группой и тренером, особенностями памяти, мышления, с динамикой психических состояний и потребностей наших испытуемых.

Предпринятая психодиагностика, ее оценка и интерпретация является достаточным основанием рекомендаций и их реализации в плане самовоспитания, динамики ценностных ориентаций, особенно с опорой на системные механизмы самореализации личности.

Литература

  1. Башкиров П.Н. Учение о физическом развитии человека. -М.: Изд-во МГУД962. 340 с.
  2. Большев Л.Н., Смирнов Н.В. Таблицы математической статистики. - М.: Наука, 1983. - 416 с.
  3. Булавкина Т.А., Никитина Е.Д., Попов А.Л. Использование метода репертуарных решеток в целях коррекции профессиональных мотивов у студентов технических вузов средствами физического воспитания. - Т и П ФК, 1997, №6. - с. 41-45.
  4. Выханду Л.К. В сб.: Применение математических методов в биологии. - Л.: Изд. ЛГУ 1964.
  5. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. - М.: Изд-во ЭКСМО, 2002. - 736 с.
  6. Зайцев Г.Н. Методика биометрических расчетов. - М.: Наука, 1973. - 256 с.
  7. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. - М.: 1989. - 281 с.
  8. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека. В кн.: Психология с человеческим лицом. - М.: Смысл, 1997. - с.156-176.
  9. Лоули Д., Максвелл А. Факторный анализ как статистический метод. - М.: «Мир», 1967.
  10. Мартин Р. Краткое руководство по антропометрическим измерениям. - М.: Изд-во Наркомздрава, 1929. - 216 с.
  11. Матвеев Л.П. Общая теория спорта. - М.: ФиС, 1997. - 304 с.
  12. Межличностное восприятие в группе /Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М.: Изд-во Московского университета, 1981. - 295 с.
  13. Методики психодиагностики в спорте /Сост. В.Л. Ма-рищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова. - М.:, Просвещение, 1984. - 191 с.
  14. Пост. Э. Взаимная учтивость. - М.: Иностранная литература, 1997. - 1026 с.
  15. Синайский М.М., Попов А.Л. Систематика соревновательных действий спортсменов по критериям результатов. - М.: Теория и практика ФК, №2, 1996. - с. 51-56.
  16. Смирнов Ю.И. Теория и методика оценки и контроля спортивной подготовленности: Дисс. ... докт. пед. наук. -Москва, 1991. -131 с.
  17. Сочинения Императрицы Екатерины II. Т. I. Издание Александра Смирдина. СПб., 1849. - с. 197-248.
  18. Федеральная целевая программа. Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2005 г.г.)
  19. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности /пер. с анг. - М.: Прогресс, 1987. - 236 с.
  20. Харман Г. Современный факторный анализ. - М.: Статистика, 1966 .- 486 с.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle