Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

24 Апреля 2018 Журнал "Вестник спортивной науки"

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Макеева В. С. , Сергей Николаевич Баркалов, И.В. Герасимов

Дифференцированная физическая подготовка атлетической направленности для курсантов юридических вузов

Аннотация

Наиболее оптимальным вариантом физической подготовки являются технологии ее дифференцирования на основе учета соотношения соматических и гемодинамических типов. На основе учета типа телосложения и гемодинамики выделены группы: 1-я - «сильные», 2-я - «быстрые» и 3-я - «выносливые». Построение физической подготовки курсантов в части выполнялось с использованием средств и методов атлетической гимнастики. «Сильным» (17 чел.) предлагались упражнения преимущественной направленности на быстроту при интенсивности заданий на пульсе 180-190 уд./мин, время на отдых между подходами - до восстановления пульса к 120130 уд./мин. «Быстрым» (24 чел.) - упражнения с преимущественным развитием скоростно-силовых качеств при интенсивности на пульсе 175185 уд./мин, временем отдыха между подходами - до полного восстановления. «Выносливым» (9 чел.) - упражнения с преимущественным развитием выносливости при интенсивности на пульсе 160170 уд./мин, временем отдыха между подходами до 1 мин. Проанализирована динамика показателей тестирования физических качеств применительно к нормативам. Установлено, что курсанты внутри одновозрастной группы, но различных конституциональных и гемодинамических типов существенно различаются средними значениями двигательных возможностей, как на исходном этапе эксперимента, так и на заключительном. К концу эксперимента во всех исследуемых группах показатели физической подготовленности имели положительные сдвиги при наибольшем приросте силовых сторон подготовки, менее значительные - скоростных и наименьшие сдвиги произошли в показателях на выносливость. При этом более существенные сдвиги произошли в показателях, к которым курсанты были расположены изначально. Дифференцированная подготовка атлетической направленности способствует значительному приросту силовых и скоростно-силовых показателей при условии, что физический потенциал курсантов не был ранее задействован в полной мере.

Ключевые слова: соматотип, гемодинамика, курсанты, атлетическая гимнастика, физическая подготовка.

Abstract

The most optimal variant of physical training - technology of differentiation on the basis of the accounting of the relation of corporal and hemodynamic types. Groups are framed: 1 group - "strong", the 2nd - "fast" and the 3rd - "hardy". Features of creation of physical training of cadets in a part which is applied with use of methods of artistic gymnastics are shown. In the 1st group (17 people) of exercise of the main orientation to rates were offered in intensity of tasks on pulse of 180-190 beats/min, by the time of rest between approaches before restoration of pulse to 120-130 beats/min. In the 2nd group (24 persons) - with the main development of speed and force, in intensity on pulse of 175-185 beats/min, rest time between approaches to a complete recovery. In the 3rd group (9 people) - with the main development of endurance, in intensity on pulse of 160-170 beats/min, rest time between approaches up to 1 minute. The nature of dynamics of indicators of testing of physical qualities concerning standards has been analyzed. It is established that cadets in even-aged group, but various constitutional and hemodynamic types, considerably differ with average values of sports ability, and in an initial stage of an experiment, and on the final. To an extremity of an experiment in the studied indicators of groups of physical training have positive changes in all groups in the biggest benefit power indicators of preparation and less noticeable - speed, and the smallest changes happened in indicators on endurance. At the same time more essential changes happened in indicators to which cadets were located originally. The differentiated preparation of sports orientation advances noticeable benefit of force and speed and indicators provided that the physical potential of cadets wasn't earlier included completely.

Keywords: somatotype, gemodynaimics, cadets, athletic gymnastic, physical training.

Эффективность управления функциональным состоянием организма с целью повышения общей и специфической физической работоспособности невозможно без системного подхода, основанного на анализе индивидуального соматического и вегетативного профиля организма, который формирует типологические особенности адаптации к нагрузкам разной направленности и модальности.

Реальным средством противостояния неблагоприятным внешним и внутренним воздействиям остается повышение сопротивляемости неблагоприятным внешним воздействиям посредством повышения физической подготовленности организма. Ряд авторов указывают, что наиболее оптимальным вариантом физической подготовки являются технологии ее дифференцирования на основе учета соотношения соматических и гемодинамических типов [2, с. 27-29; 3, с. 48-52; 9, с. 76-81]. Двигательные возможности определяются не только особенностями антропометрических данных, но и гемо-динамическими характеристиками, поскольку они обеспечивают особенности реакции сердечно-сосудистой системы на предъявленные физические нагрузки [4, с. 18-20; 7, с. 28-33; 8]. Таким образом, потенциальные двигательные возможности курсантов базируются на конституциональной норме и типологических оценочных шкалах, что служит эффективным педагогическим и социальным инструментом повышения мотивации к физическому совершенствованию.

Ряд исследований дифференциации нагрузок по типологическим признакам основаны на принципах биологического закона гетерохронности и неравномерности темпов развития: полового созревания, конституции и роли соматотипа в проявлении двигательной моторики, асимметрии полушарий, гемодинамики и особенностей темперамента, которые преимущественно генетически обусловлены и имеют свои особенности [1, с. 11-15; 2, с. 2729; 5, с. 41-43]. Принадлежность индивида к типологической группе - это естественно обусловленная (врожденная) принадлежность. Знать свою принадлежность - это знать и место наименьшего сопротивления в своем организме, которое при определенных условиях может стать наиболее уязвимым.

В системе традиционного подхода организации физической подготовки курсанты, обладающие более высоким двигательным потенциалом к выполнению работы силовой и скоростно-силовой направленности, без особых усилий достигают нормативных показателей. В то время как курсанты, менее расположенные к такой работе, в стремлении достичь нормативных результатов вынуждены выполнять их на удовлетворительные оценки в силу генетической предрасположенности к работе на выносливость. Перед педагогом стоит задача полного подтягивания к заданному уровню результатов обучающихся, что в принципе маловероятно. В итоге по разным причинам и те, и другие теряют мотивацию к занятиям.

Построение эксперимента

На основе учета морфофункциональных признаков (тип телосложения и гемодинамики) из курсантов 1 курса выделены три группы, каждую из которых условно назвали: 1-я - «сильные», 2-я - «быстрые» и 3-я - «выносливые».

В соответствии с данными признаками ту часть занятий по физической подготовке, в которую входят средства и методы атлетической гимнастики, организовали для 1 группы (17 чел.) с преимущественным развитием быстроты с опорой на повторный, интервальный, статико-динамический методы тренировки. Интенсивность заданий на пульсе 180-190 уд./мин, временем отдыха между подходами до восстановления пульса к 120-130 уд./мин (приблизительно 2-3 мин).

Для 2 группы (24 чел.) с преимущественным развитием скоростно-силовых качеств применялись методы тренировки: повторный, динамический, статико-динамический, статический. Интенсивность при пульсе ЧСС во время выполнения упражнения 175-185 уд./мин, время отдыха между подходами - до полного восстановления.

В третьей группе (9 чел.) с преимущественным развитием выносливости применялись повторный, динамический, равномерный методы. Интенсивность при пульсе 160-170 уд./мин, время отдыха между подходами - до 1 мин.

Результаты исследования

В таблице представлены данные тестирования показателей в начале и конце учебного года.

Анализ полученных результатов показал, что курсанты внутри одновозрастной группы, но различных конституциональных и гемодинамических типов, существенно различаются средними значениями двигательных возможностей, как на исходном этапе эксперимента, так и на заключительном. Показатели физической подготовленности к концу эксперимента в исследуемых группах имеют положительные сдвиги во всех показателях и во всех группах. При сравнении результатов прироста между группами можно выделить определенную закономерность: наибольший прирост отмечается в показателях, характеризующих силовые стороны подготовки и менее значительные - скоростные. Наименьшие сдвиги произошли в показателях на выносливость. Следует отметить, что в целом более существенные сдвиги произошли в показателях, к которым были отнесены курсанты, т.е. в тех из них, к которым они были расположены изначально по данным дифференцирования их по группам. Такая динамика, на наш взгляд, связана с тем, что:

а) целевым ориентиром тренировочного процесса было развитие силовых и скоростно-силовых показателей;

б) значительный прирост силовых и скоростно-силовых показателей в первой и второй группе свидетельствует о том, что физический потенциал данных курсантов не был ранее задействован в полной мере.

Таблица

Динамика физической подготовленности курсантов на этапах эксперимента

Группа

Тест

Челночный бег 3x10 м

Отжимание от пола (кол-во раз за 1 мин)

Подтягивание на перекладине (кол-во раз)

Бег на 3000 м (мин, с)

Бег на 100 м (с)

«Быстрые»

С

7,8 ± 0,2

41,3 ± 2,1

9,7 ± 1,2

13,1 ± 0,3

13,2 ± 0,2

И

7,3 ± 0,2

47,2 ± 2,5

12,4 ± 1,2

12,1 ± 0,3

12,4 ± 0,2

П

0,94

1,14

1,28

0.92

0.94

«Сильные»

С

8,1 ± 0,2

43,4 ± 3,0

10,4 ± 1,1

13,4 ± 0,4

13,8 ± 0,3

И

7,6 ± 0,1

54,2 ± 2,1

14,3 ± 1,2

13,0 ± 0,2

13,3 ± 0,2

П

0.94

1,25

1,38

0,97

0,96

«Выносливые»

С

8,6 ± 0,2

33,8 ± 2,8

9,4 ± 1,1

12,3 ± 0,4

14,0 ± 0,2

И

8,4 ± 0,2

41,5 ± 1,8

11,9 ± 1,2

11,1 ± 0,5

13,6 ± 0,2

П

0,98

1,23

1,27

0.90

0,97

Примечание: С - сентябрь; И - июнь; П - прирост результатов в усл. ед.

Выводы

Учет динамики показателей подготовленности позволяет дифференцировать методы физической подготовки таким образом, что каждый курсант развивается оптимально; это позволяет ему более гибко занять благоприятное положение в учебной группе и в конечном счете состояться как личность. При этой дифференциации физической работы в соответствии с возможностями организма нарабатываются навыки дальнейшего развития и восхождения.

Эффективность предложенной методики тренировки усиливается при соблюдении следующих условий: наличия определенного оптимума эмоционального возбуждения и физического напряжения; оптимального развития физиологических функций организма в соответствии с требованиями служебной деятельности; ускорения восстановительных процессов на основе внедрения в практику специальных средств и методов физической подготовки, основанных на учете психофизической организации личности.

Литература

  1. Бурмистров, Д.А. Построение тренировочного процесса бодибилдеров 14-16 лет с учетом их возрастных физиологических особенностей: автореф. дис. ... к.п.н. / Д.А. Бурмистров. - СПб, 2002. - 22 с.
  2. Губа, В.П. Эффективность применения средств атлетической гимнастики при развитии отдельных физических качеств у студентов высших учебных заведений гуманитарного профиля / В.П. Губа, А.А. Губернаторов // Ученые записки университета Лесгафта. - 2008. - № 9. - С. 27-29.
  3. Давыдов, О.Ю. Влияние занятий атлетической гимнастикой на общую физическую подготовленность студентов вуза // Ученые записки университета Лесгафта. - 2011. - № 11. - С. 48-52.
  4. Лифанова, Е.В. Типологические закономерности регуляции кардиогемодинамики взрослого человека: автореф. дис. ... канд. мед. наук (13.00.13) / Е.В. Лифанова. - М., 1989. - 23 с.
  5. Макеева, В.С. Дифференцированный подход в формировании физической культуры обучающихся / В.С. Макеева // Педагогическое образование и наука. - 2013. - № 4. - С. 41-43.
  6. Москвичев, Ю.Н., Борисова, О.В. К технологии дифференцирования средств и методов физической подготовки студентов вузов на основе учета соотношения соматических и психологических типов // Известия ВГПУ, 2006. - № 4. - С. 93-98.
  7. Оляшев, Н.В. Показатели кардиореспираторной системы у юношей с разными типами кровообращения / Н.В. Оляшев, И.А. Варенцова, В.Н. Пушкина // Экология человека. - 2014. - № 4. - С. 28-33.
  8. Оляшев, Н.В. Функциональные возможности кар-диореспираторной системы и двигательный потенциал у лиц с разным типом гемодинамики / Н.В. Оляшев, В.Н. Пушкина, И.А. Варенцова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6; URL: http://www.science-education.ru/120-16068 (дата обращения: 13.12.2014).
  9. Пушкина, В.Н. Кардиогемодинамика и физическая работоспособность у студентов с разными типами гемодинамики / В.Н. Пушкина, И.А. Варенцова, Н.В. Оляшев // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 65-летию Института физической культуры, спорта и здоровья. - Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013. - С. 76-81.

References

  1. Burmistrov, D.A. Creation of training process of bodybuilders of 14-16 years taking into account their age physiological features: yew. ... Edging. Ped. Sciences / D.A. Burmistrov. - SPb, 2002. - 22 p.
  2. Guba, V.P. Effektivnost's lip of application of means of athletic gymnastics in case of development of separate physical qualities in students of higher educational institutions of a humanitarian profile / V.P. Guba, A.A. Gubernatorov // Uchenye zapiski universiteta imeni Lesgafta. - 2008. - No. 9. - Pp. 27-29.
  3. Davydov, O.Yu. Influence of occupations athletic gymnastics on general physical fitness of students of higher education institution // Uchenye zapiski universiteta imeni Lesgafta. - 2011. - No. 11. - Pp. 48-52.
  4. Lifanova, E.V. Typological regularities of regulation of cardiohaemo-dynamics of the adult: автореф. yew. . Edging. Medical Sciences (13.00.13) / E.V. Lifanova. - M., 1989. - 23 p.
  5. Makeeva, V.S. The differentiated approach in forming of physical culture of students / V.S. Makeeva // Pedagogical education and science. - 2013. - No. 4. - Pp. 41-43.
  6. Moskvichev, Yu.N., Borisova, O.V. To technology of differentiation of means and methods of physical training of students of higher education institutions on the basis of accounting of a ratio of the somatic and psychological. - VGPU, 2006. - No. 4. - Pp. 93-98.
  7. Olyashev, N.V. Indicators of cardiorespiratory system at young men with different types of blood circulation / N.V. Olyashev, I.A. Varentsova, V.N. Pushkina // Ecology of the person. - 2014. - No. 4. - Pp. 28-33.
  8. Olyashev, N.V. Functionality of cardiorespiratory system and motive potential at persons with different type of haemo dynamics / N.V. Olyashev, V.N. Pushkina, I.A. Va-rentsova // Modern problems of science and education. - 2014. - No. 6; URL: http://www.science-education.ru/120-16068 (date of the address: 13.12.2014).
  9. Pushkina, V.N. Cardiogemodynamics and physical working capacity at students with different types of haemo dynamics / V.N. Pushkina, I.A. Varentsova, N.V. Olyashev // Materials of the All-Russian scientific and practical conference devoted to the 65 anniversary of Institute of physical culture, sport and health. - Arkhangelsk: IPTs SAFU, 2013. - Pp. 76-81.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle