Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука

Cопоставление семантических универсалий профессионалов типа «человек-знак», имеющих различный стаж трудовой деятельности

Виктор Александрович Склейнис, аспирант, Северо-Восточный Государственный Университет, г. Магадан
 
Аннотация
 
Данная статья посвящена анализу результатов семантического исследования значений профессионально значимых и нейтральных стимулов у представителей профессии типа «человек-знак» с различным стажем трудовой деятельности. Автор статьи указывает на развитие функциональности значений профессионально значимых стимулов в процессе освоения профессиональной деятельности, а также развитие семантических универсалий.
 
Ключевые слова: бухгалтеры, стаж профессиональной деятельности, ассоциативный эксперимент, семантические универсалии, развитие значения.
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Проблеме особенностей образа мира, связанных со спецификой профессиональной деятельности, посвящено значительное количество работ. В этих работах указывается взаимосвязь образа мира с различными характеристиками как предмета труда [1,5,4], так и временных параметров трудовой деятельности [2]. Однако, несмотря на большое количество работ, посвященных данной тематике, проблема сопоставления образа мира специалистов, находящихся на различных этапах профессионального развития освещена в недостаточной степени. Подобного рода сопоставительный анализ позволит зафиксировать особенности образа мира профессионалов, находящихся на различных стадиях освоения профессии, а также проследить процесс формирования образа мира профессионала на различных этапах его становления.
 
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
 
В качестве методов исследования были использованы специализированные семантические дифференциалы «Образ жизни», «Работа», «Профессионал» [4], а также ассоциативный эксперимент, направленный на изучение оценивания профессионально значимых стимулов. В качестве стимула для ассоциативного эксперимента было выбрано понятия «отчёт», являющееся профессионально значимым для исследуемых групп испытуемых. Выборка исследования была представлена специалистами типа «человек-знак» (бухгалтеры), различающихся по стажу профессиональной деятельности (специалисты, находящиеся на стадии профессиональной адаптации — стаж до трех лет, и специалисты, прошедшие стадию профессионального становления — стаж свыше пяти лет).
 
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
 
При обследовании представителей профессии типа «человек-знак» со стажем профессиональной деятельности до трёх лет были получены следующие данные.
 
В универсалию групповой оценки своего образа жизни (25 человек) по 80% интервалу [4] были включены следующие признаки: достойный (1,88), дружеский (1,84), понимающий (1,96), настоящий (1,84), привлекательный (1,68), осмысленный (1,68), нравственный (1,84), положительный (2,16), ответственный (2,12), добрый (1,8), уважительный (2,08), веселый (1,92). Всего 12 признаков.
 
В универсалию групповой оценки своей работы (24 человека) по 75% интервалу были включены следующие признаки: высокоответственная (1,29), востребованная (1,29), практическая (1,38), осмысленная (1,33), легальная (1,5), в помещении (1,79), коммуникабельная (1,42), умственная (1,71), официальная (1,54), скрупулезная (1,38), ответственная (1,63), обязательная (1, 58), профессиональная (1,5), стабильная (1,5), офисная (1,71). Всего 15 признаков.
 
В универсалию групповой оценки представителя своей профессии (19 человек) по 80% интервалу были включены следующие признаки: квалифицированный (2,18), способный (2,18), компетентный (2, 41), образованный (2,44), активный (1, 65), знающий (2,06), ответственный (2,47), умелый (2,18), востребованный (1,76), выполняющий (1,88), целеустремленный (1,76), добросовестный (2,18), внимательный (2,24), заинтересованный (1,71), развивающийся (1,76), уверенный (1,94), уважаемый (2), работоспособный (2,24), подготовленный (1,76), решающий проблемы (1,65), полезный (2.18), развивающийся (1,88), умный (2,06), удачливый (2,06). Всего 24 признака.
 
В ассоциативную семантическую универсалию понятия «отчёт» вошли следующие ассоциации: важный (4), годовой (4), цифры (4), квартальный (3), сдать (3), точный (3).
 
При обследовании представителей профессии типа человек-знак со стажем профессиональной деятельности свыше пяти лет были получены следующие данные.
 
В универсалию групповой оценки своего образа жизни (23 человека) по 80% интервалу [4] были включены следующие признаки: активный (1,74), достойный (2.19), дружеский (1,96), понимающий (1,85), настоящий (1,67), осмысленный (1,93), положительный (1,74), ответственный (2), добрый (2), истинный, демократичный, упорядоченный, миролюбивый, счастливый, безопасный, уважительный. Всего 16 признаков.
 
В универсалию групповой оценки своей работы (20 человек) по 90% интервалу были включены следующие признаки: квалифицированная, активная, высокоответственная, творческая, востребованная, удовлетворяющая, осмысленная, легальная, в помещении, коммуникабельная, постоянная, умственная, официальная, долговременная, скрупулезная, обязательная, профессиональная, удачная, результативная, интенсивная, бюджетная, настоящая. Всего 22 признака.
 
В универсалию групповой оценки представителя своей профессии (19 человек) по 90% интервалу были включены следующие признаки: квалифицированный, способный, компетентный, образованный, знающий, ответственный, умелый, востребованный, выполняющий, опытный, целеустремленный, добросовестный, внимательный, заинтересованный, уважаемый, работоспособный, подготовленный, решающий, полезный, опытный, умный. Всего 21 признак.
 
В ассоциативную семантическую универсалию понятия «отчёт» в группе «человек-знак» вошли следующие ассоциации: годовой (7), бухгалтерский (4), квартальный (4), необходимый (3).

PЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

При сравнении специалистов типа «человек-знак» с различным стажем деятельности, можно отметить увеличение групповой сплоченности оценивания профессионально значимых стимулов. Так, в семантическую универсалию понятия «работа» в группе специалистов, имеющий стаж профессиональной деятельности до трех лет, отсутствуют 90% семантические универсалии, ярко выраженные в группе специалистов со стажем свыше трех лет. Интерпретируя полученные данные, следует обратить внимание на тот факт, что семантическая универсалия понятия «образ жизни» специалистов с высоким стажем профессиональной деятельности включает в себя все дескрипторы, входящие в универсалию специалистов с низким стажем, включая в себя также признаки, в универсалии специалистов со стажем до трех лет не представленные. Данный факт позволяет нам говорить о развитии семантической универсалии и увеличении когнитивной сложности понятия в процессе освоения профессиональной деятельности. Сопоставляя семантические универсалии понятия «профессионал», также можно отметить их значительное сходство.
 
Вместе с тем, следует обратить внимание на тот факт, что в 90% универсалию оценки данного понятия группой специалистов со стажем профессиональной деятельности входит всего два дескриптора: «компетентный» и «ответственный», в то время как другие дескрипторы, присущие для обеих универсалий, в универсалии оценки стимула группой со стажем до трех лет имеют меньший вес. Таким образом, мы можем говорить об увеличении групповой сплоченности оценивания стимула с увеличением стажа профессиональной деятельности, на основании данных об уменьшении показателей дисперсии входящих в универсалию признаков.
 
При сопоставлении семантических универсалий оценки понятия «работа», мы считаем необходимым обратить внимание на два момента. Первый момент — большее количество признаков, входящих в универсалию специалистов с высоким стажем в сочетании со значительным количеством сходных признаков, что указывает на «развитие» универсалии, проявляющееся в увеличении когнитивной сложности оцениваемых понятий. Второй момент — увеличение веса признаков, входящих в универсалию оценки стимула по мере увеличения стажа профессиональной деятельности.
 
Сопоставляя ассоциативные семантические универсалии понятия «Отчет», следует отметить, что универсалия оценки данного понятия группой испытуемых со стажем профессиональной деятельности свыше трех лет включает в себя ассоциации с большим весом, чем универсалия оценки группой специалистов со стажем до трех лет, что говорит о развитии функциональности значения данного понятия в процессе освоения профессиональной деятельности. Универсалии обеих групп включают в себя ассоциации, отражающие представления о значимости выполнения отчетной документации (важный, необходимый). Вместе с тем, универсалия группы со стажем профессиональной деятельности до трех лет включает в себя синтагматическую ассоциацию (цифры). Таким образом, полученные данные подтверждают тезис об увеличении доли функциональных описаний в семантических универсалиях профессионально значимых стимулов в процессе освоения профессиональной деятельности.
 
ВЫВОДЫ
 
Таким образом, сопоставляя семантические универсалии специалистов с различным стажем профессиональной деятельности, мы можем отметить две закономерности их развития. Первая закономерность состоит в увеличении числа дескрипторов, входящих в универсалию специалистов с более высоким стажем профессиональной деятельности, что обусловлено, на наш взгляд, возрастанием когнитивной сложности оцениваемых понятий. Вторая закономерность заключается в увеличении веса дескрипторов, входящих в семантические универсалии специалистов на ранних этапах профессионального развития, что свидетельствует об увеличении групповой сплоченности оценивания стимулов в процессе освоения профессиональной деятельности. Данная закономерность проявляется также при исследовании ассоциативных семантических универсалий в виде увеличения частоты встречаемости функциональных признаков в универсалиях специалистов с более высоким стажем работы. Это позволяет нам говорить о возможности экстраполяции положения В. П. Серкина о функциональном генезе значения в практической деятельности [3] на деятельность профессиональную, рассматривая функциональный генез значения профессионально значимых стимулов как аспект профессионального развития образа мира.
 
ЛИТЕРАТУРА
 
  1. Бахтина, Н. Н. Психологические особенности профессиональной деятельности инспекторов рыбоохраны : дис. ... канд. психол. наук / Бахтина Н.Н. ; Московский гос. ун-т. - М., 2004. - 150 с.
  2. Гаранина, О. А. Особенности организации времени жизни специалистов, работающих в режиме сменного графика : дис. ... канд. психол. наук / Гаранина О. А. -Магадан, 2006. - 160 с.
  3. Серкин, В. П. Функциональный генез значения в практической деятельности : дис. ... канд. психол. наук / Серкин В.П. ; Московский гос. ун-т. - М., 1988 - 141 с.
  4. Серкин, В. П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики / В. П. Серкин. - М. : Пчела, 2008. - 384 с.
  5. Шиман, В. А. Категориальная структура образа мира врача, занимающегося восточными лечебными практиками : дис... канд. психол. наук / Шиман В.А. - Хабаровск, 2005. - 242 с.
Контактная информация: psy-adept@rambler.ru

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle