Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

01 Июля 2014 Журнал "Самозащита без оружия"

Виды спорта: Самбо

Рубрики: Профессиональный спорт

Автор: Зеленский Григорий

Четыре базовых принципа

ИНОСТРАНЦЫ, ПРИВЫКШИЕ К ЧЕКАННЫМ ФОРМУЛИРОВКАМ, РАСКРЫВАЮЩИМ ПРИНЦИПЫ ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ, ЛЮБЯТ ЗАДАВАТЬ РОССИЙСКИМ ТРЕНЕРАМ И СПОРТСМЕНАМ ЛОБОВОЙ ВОПРОС «ЧТО ЕСТЬ САМБО?» ОТВЕТЫ ЗАЧАСТУЮ ПОЛУЧАЮТСЯ ОБТЕКАЕМЫМИ, ПОСКОЛЬКУ НИКАКОЙ ОБЩЕПРИЗНАННОЙ ФИЛОСОФИИ САМБО ПОКА ЕЩЕ НЕ ВЫРАБОТАНО. ПОЧЕМУ — НЕИЗВЕСТНО. ВОЗМОЖНО, ОНА ВООБЩЕ НЕ НУЖНА. ИЛИ НУЖНА ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ДЛЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ЦЕЛЕЙ, А ЗНАЧИТ, ПОКА НЕ СФОРМУЛИРОВАНА РЕКЛАМНАЯ СТРАТЕГИЯ, ФИЛОСОФИИ НЕ БУДЕТ. МЫ НЕ ЗНАЕМ, НО ОЩУЩАЕМ ОСТРЫЙ ДЕФИЦИТ ПУБЛИКАЦИЙ И ДИСКУССИЙ ПО ДАННОЙ ТЕМАТИКЕ.

Любой, даже начинающий тренер легко объяснит, что человеку дает самбо. Однако список названных им добродетелей, будет зависеть только от емкости словарного запаса. Ответственность? Да! Желание защитить слабого? Да! Благородство? Почему бы и нет? Но вот парадокс — а разве, скажем, шахматист не может сформировать те же качества в процессе занятий своим видом спорта? Моральные императивы формируются в человеке под воздействием семейных и общественных традиций. Перевоспитать отчаянного хулигана в рамках клубной деятельности можно, но на результат повлияет, скорее, не название секции, а личность тренера. И в этом смысле бег ничем не хуже борьбы.

И вот тут возникает второй вопрос. Можно ли сформулировать какие-то специфические принципы самбо, присущие только этому виду спорта или хотя бы назвать комбинацию таких принципов? Давайте попробуем ответить на этот непростой вопрос.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ СИЛЫ

Прежде самого анализа давайте определим внешние силы, которые оказывают влияние на развитие самбо. Это важно, поскольку самбо — международный вид спорта, находящийся в конкурентной обстановке как в России, так и за рубежом. В широком смысле конкурентами самбо являются все виды досуговой деятельности. Например, киноиндустрия. Поход в кино или домашний просмотр фильма может отвлечь от тренировки. Новая компьютерная игра затягивает, заставляя забыть обо всем на свете.

В узком смысле конкурентами самбо являются смежные виды единоборств. Если родители решили научить ребенка приемам самозащиты, они, скорее всего, отдадут его в ту секцию, которая ближе к дому. Название снова неважно.

Растущая конкуренция заставляет виды спорта развиваться, отстраиваться друг от друга, ярче и четче формулировать свои преимущества и ценности. Этот процесс протекает в открытом информационном пространстве, где идеи легко копируются. И если кто-то придумал интересный концепт, будьте уверены, его обязательно скопируют.

Для самбо критичным является видовая близость с дзюдо, которое включено в олимпийскую программу, имеет хорошую представленность на всех континентах и успешно даже по жесткой шкале Международного олимпийского комитета. Всегда есть искушение сказать: «Смотрите, как у них все устроено. Давайте сделаем по аналогии и не будем городить огород». Идеология дзюдо последние пару десятилетий оказывает серьезное влияние на самбо. Причем стоит отметить — несколько мифическая идеология, поскольку как по-настоящему обстоит дело с дзюдо в Японии, у нас практически никто не изучал, а вся информация взята из популярных брошюр. Однако дзюдо неизбежно возникает в качестве примера, когда возникает вопрос о развитии самбо.

Вторая сила — администраторы, тренеры и спортсмены с олимпийскими ожиданиями. Поскольку признанной стратегией развития самбо является вхождение в олимпийскую семью, соответствие стандартам МОК является важным фактором перемен и преобразований в самбо.

Третья сила — широкий круг любителей жестких единоборств в нашей стране. Им самбо обязано репутацией наиболее «эффективного» единоборства на планете в онтологическом смысле. То есть эффективного просто по своей природе, а не в зависимости от уровня мастерства спортсмена и его технической подготовки. И они хотят видеть самбо еще более «смертельным оружием».

Наконец, стоит сказать о зарубежном влиянии. Пока это перспектива, и результаты чемпионатов мира показывают, что самбо по-прежнему наиболее популярно на территории бывшего СССР и в некоторых бывших соцстранах. Однако по мере расширения круга стран, где самбо будет развиваться, центр принятия решений станет смещаться. В качестве примера можно привести то же дзюдо. В исполнительном комитете IJF (Международная федерация дзюдо) нет ни одного японца, а штаб-квартира находится в Будапеште.

Разумеется, действующих сил больше, но даже списка из четырех пунктов достаточно, чтобы показать их противоречивый, разновекторный характер. И, кстати, пока нельзя уверенно сказать, какая из них наиболее влиятельна.

ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА

Одним из наиболее очевидных принципов, заложенных в самбо, является интеграция. В своей книге «Специальная библиотека В.С. Ощепкова» Алексей Горбылев приводит комплексы и системы, которые изучал один из основателей самбо Василий Ощепков в ГЦОЛИФКе. Позволим себе роскошь перечислить только те из них, с которыми Ощепков был знаком практически. Это японские дзюдо, дзюдзюцу (джиу-джитсу), сумо, дзюкэндзюцу и бодзюцу; французская (будущая греко-римская) и вольно-американская борьба; три разновидности русской народной борьбы плюс отечественная школа фехтования на эспадронах; грузинская чидаоба, азербайджанский гюлеш, армянский кох, узбекский куреш, татарский кёреш, таджикский кураш, английский, французский и китайский разновидности бокса. Наконец, система Виктора Спиридонова также изначально имела в составе своего названия джиу-джитсу, хотя, как показывают современные исследования, с этой системой Спиридонов был знаком исключительно по литературе.

Интеграционный принцип включает в себя и этический аспект. Так, самбо как вид спорта было создано на территории нашей страны и является неотъемлемой частью отечественной культуры. Однако стоит помнить — ни одна система в мире не синтезировала столько источников, а следовательно, не является настолько мультикультурной по происхождению, как самбо.

В последнее время все чаще звучит мысль о необходимости продвигать самбо по дзюдоистскому сценарию, то есть усиливать национальную компоненту. Тактически это выигрышный ход, поскольку многие юные жители нашей страны выберут самбо из патриотических соображений. Но когда самбо получит более широкое признание в мире, парадигма «самбо — исконно российский спорт» начнет мешать развитию. У большинства видов спорта есть конкретная родина, но нигде рекламные кампании не строятся на утверждении культурной принадлежности. Французы не пытаются приватизировать конкур, норвежцы — сверхпопулярный биатлон, а датчане — гандбол. Спорт должен объединять и сплачивать людей на всех континентах. В самбо эта аксиома подкреплена самой историей его происхождения.

Но нам важна не столько социальная сторона вопроса, сколько влияние, которое оказывает интеграционный принцип на всю систему самбо. Благодаря ему система изначально была открытой и чуткой (если так можно сказать про систему), а догматизм не приветствовался. Вслед за «большим котлом» Ощепкова, переплавившим немалое количество систем и стилей самозащиты, были еще ряд вливаний и заимствований, которые обогатили и продолжают обогащать самбо.

ВСЕМ МИРОМ

Следующий принцип — коллегиальности — определяет способ существования спортивного коллектива в самбо. Все (вообще все) коллективы по способу проявления власти можно разделить на два типа: демократические и авторитарные. Конечно, в реальной жизни чистые проявления демократии или авторитаризма встречаются редко. Но в теории дефиниция довольно отчетливо видна. В качестве отправной точки можно рассмотреть подход, принятый в восточных единоборствах. Ключевую роль в подготовке бойца в рамках, например, классической школы ушу занимает тренер, который почитается учеником в качестве сяньшэна («учителя», «господина»), что эквивалентно более известному у нас термину «сэнсэй» («преждерожденный, старший»). В японском каратэ подобных званий еще больше.

Учитель — опытный будока (человек практикующий единоборства), который разрабатывает индивидуальное направление в рамках какой-то системы. В некоторых случаях учитель выполняет и миссию духовного наставника. Ученик должен полностью довериться учителю и выполнять его приказы беспрекословно.

Взгляды Спиридонова и Ощепкова на самозащиту во многом расходились, однако оба они воспринимали учеников как партнеров, помощников, товарищей, то есть равных

Зачастую обучение начинается с бытовых поручений, чтобы избавить ученика от гордыни и строптивости. Способный ученик продолжает дело учителя или открывает собственное додзё, где разрабатывает свой вариант боевого искусства. Эта система обучения, бесспорно, является авторитарной, поскольку предполагает подавление одного человека другим.

Авторитарный подход к подготовке спортсмена популярен, поскольку нередко дает неплохие результаты. В русском языке, богатом на меткие замечания, даже существует популярная армейская поговорка: «Не можешь — научим, не хочешь — заставим». Когда человеку не оставляют вариантов выбора, он следует по единственному предложенному маршруту. Иногда добивается выдающихся результатов. В самбо дистанция между тренером и учеником существенно короче. По сути, в самбо используется патронатная система, где учитель мыслится как старший родственник.

Взгляды Спиридонова и Ощепкова на самозащиту во многом расходились, однако оба они воспринимали учеников как партнеров, помощников, товарищей, то есть равных. Аспирант Анатолий Харлампиев смог так легко подхватить знамя, оброненное учителем после ареста, потому что знал систему не хуже самого Ощепкова. Боролся он, скорее всего, хуже, и великим тренером себя еще не проявил, но все разработки кафедры защиты и нападения ГЦОЛИФК были ему известны. На месте Харлампиева мог оказаться любой другой выпускник кафедры — Николай Галковский, Иван Васильев, Роман Школьников, Борис Сагателян, Лев Турин, Александр Рубанчик... Который и стал первым президентом федерации самбо СССР. Харлампиев, несмотря на доставшуюся ему славу «собирателя национальных видов борьбы СССР», выбрал путь тренера и популяризатора самбо. А разговоров о происхождении самбо старался избегать. Во всяком случае, так рассказывают очевидцы.

У истоков самбо стояло много людей, энтузиастов, внесших посильный вклад в становление этого вида единоборства. Если носителем стиля и духа дзюдо долгое время был Дзигаро Кано, а в айкидо — Морихэй Уэсиба, в самбо таких авторитетов, конечно же, не было и быть не могло. Стремление утвердить конкретного прародителя самбо по дзюдоистскому образцу не приводит ни к чему, кроме затяжных споров о роли отцов-основателей.

ВНУТРЕННИЕ РЕЗЕРВЫ

Из принципа коллегиальности, как ни странно, вырастает принцип индивидуализации мастерства. Чтобы точнее раскрыть его содержание, нужно сделать небольшое отступление. В 80-е годы в бизнесе появилось модное явление — коучинг. Дословно это слово переводится как «обучение», «тренировка», но означает позитивное стимулирование на достижение результатов. Концепция принадлежит американцу Тимоти Голви, который был капитаном команды Гарварда по теннису, а в 1974 году написал книгу «Внутренняя игра в теннис». Согласно Голви, душевные сомнения человека гораздо опаснее соперника по ту сторону «сетки». Задача тренера — помочь спортсмену поверить в себя, в результате чего он сможет раскрыть свои таланты и индивидуальные способности. Метод оказался очень действенным, Голви впоследствии консультировал управленческий аппарат таких гигантов, как Coca Cola, IBM, AT&T.

Вероятно, многим самбистам будет приятно узнать, что честь изобретения этого метода принадлежит другому тренеру, а именно Евгению Чумакову, внедрившему его в практику на пару десятилетий раньше, чем Голви. По свидетельству очевидцев, один из коронных педагогических приемов Чумакова был такой. «Евгений Михайлович, — спрашивал его какой-нибудь спортсмен, — а как мне лучше сделать такое-то движение?» Чумаков отвечал вопросом: «А ты сам как думаешь?» «Так-то и так-то», — находил решение спортсмен. «Ну, вот так и поступай», — говорил тренер. Это и есть один из методов современного коучинга, который называется «зеркало». Возможно, талант Чумакова и заключался в том, чтобы побудить борца найти свой собственный уникальный стиль. Результат известен — он подготовил около 60 чемпионов и призеров СССР. В спортивном клубе «СКИФ» тренер и спортсмены занимались совместным творчеством, поиском наиболее совершенных решений.

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Самбисты, выступающие в соревнованиях по дзюдо или периодически борющиеся со смежниками, отмечают некоторый схематизм их действий. Зашел на бросок, вышел на исходную позицию без продолжения комбинации, прицелился, снова зашел на бросок. И так далее. Сегодня это следствие излишнего дидактизма и фетишизации старых методов подготовки борцов, возможно, уже не так заметно. Но в середине прошлого века дзюдоисты считали главной целью поединка проведение чистого броска, за что им присуждалась досрочная победа, и что в целом является копированием стиля Кано.

Громадная пропасть в стилистике двух, казалось бы, похожих видов борьбы впервые обнаружилась в начале 60-х, когда самбисты начали встречаться с дзюдоистами. Самбисты действовали комбинационно, лучше боролись в партере, японцы — бросали из стойки. Говорят, что комбинационное мышление появилось в самбо благодаря грузинским самбистам, которые задавали очень высокий темп схватки. Так это или нет, неизвестно, но факт — самбисты мыслили иначе, нежели дзюдоисты. Произошло это из-за тех принципов, которые перечислены выше — коллегиальности, открытости результатов поиска, развития индивидуальных техник.

Дидактизму, все еще не изжитому в дзюдо, противостоит метод (он же и принцип) критического мышления в самбо. Разумеется, формально никакой конкуренции нет, просто оба подхода являются смысловыми оппонентами. Дидактизм подразумевает принятие всеми участниками тренировочного процесса единых предписаний; критический метод предполагает выбор индивидуального, самого лучшего для конкретной ситуации и конкретного человека пути.

Понятие «критическое» хотя и предполагает оценочное суждение, отнюдь не синонимично понятию «критика». «Когда мы мыслим критически, — писала известный американский психолог Дайана Халперн, — мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов — насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей. Критическое мышление также включает в себя оценку самого мыслительного процесса — хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения». Другой, не менее известный психолог Стефен Брукфилд утверждал, что «критическое мышление — это позитивная и продуктивная деятельность, ядро активного отношения к жизни, позволяющее быть уверенным в способности изменить мир».

Кажется, именно эту цель преследовал Виктор Спиридонов, разработав концепцию «фазисной» тренировки. Каждый элемент движения нужно было обдумывать, пропускать через себя и. изменять, если исходный образец оказывался неэффективным. Благодаря критическому осмыслению небогатого, скажем прямо, методического наследия в области самозащиты, Спиридонов сумел выработать довольно эффективные комбинации, которые в дальнейшем были еще более усовершенствованы его учениками и последователями. Метод критического мышления, разумеется, не является уникальной авторской разработкой Спиридонова, однако именно он продемонстрировал одним из первых результаты его применения. Одним из наиболее ярких последователей Спиридонова был Давид Рудман, который в ходе занятий призывал учеников критически оценивать свои движения, искать наиболее действенные решения. Ему самому метод критического мышления помог стать одним из лучших партеровиков мира.

ВЛИЯНИЕ

Давайте перечислим выявленные в данной статье принципы и напомним, как они влияют на самбо. Принцип интеграции отвечает за открытость самбо ко всему новому, а в глобальном смысле открывает самбо международному сообществу как прогрессивный вид спорта. Принцип коллегиальности формирует слабоиерархические, горизонтально ориентированные коллективы, где царит дух доброжелательности и родства. Принцип индивидуализации мастерства побуждает спортсменов искать свой собственный стиль, что не способствует возникновению школ, но позволяет достигать выдающихся личных результатов. Наконец, принцип (он же метод) критического мышления позволяет децентрализовано совершенствовать технику борьбы, что, в свою очередь, превращает каждый чемпионат в захватывающее зрелище, поскольку никакого единого технического знаменателя в самбо нет.

Напоследок стоит подчеркнуть, что данная статья не пытается подменить собой современные методические разработки для тренеров или какие-то иные официальные документы. Мы попытались всего лишь установить исторические связи и надеемся, что мысли, представленные в статье, помогут кому-то сформулировать более четко философию самбо.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle