Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

14 декабря 2009 Журнал "Мир дзюдо"

Виды спорта: Дзюдо

Рубрики: Персоны

Автор: Титов Борис

Борис Беридзе: Даже став ветераном, чувствую себя молодым

Борис Беридзе: Даже став ветераном, чувствую себя молодым

Борис Беридзе: Даже став ветераном, чувствую себя молодым

Дл я москвича Бориса Беридзе минувший 2009 год оказался, пожалуй, самым успешным в его богатой спортивной биографии . На главных соревнованиях ветеранов (мастеров) дзюдо он успешно выступил, как в личном, так и в командном зачете. На исходе мая в Германии Беридзе выиграл первый официальный чемпионат мира, а в середине ноября в Италии завоевал две золотые медали 7-го чемпионата Европы. Редакция «Мира дзюдо» сочла эти достижения достойным поводом для более близкого знакомства с лучшим супертяжеловесом планеты.

Начало

Знакомство с дзюдо произошло у меня в армии, в пограничных войсках, куда я был направлен по комсомольской путевке. До этого я занимался в ПТУ греко-римской и вольной борьбой. И когда капитан Почейкин в пограничном отряде Восточного округа попросил сделать шаг вперед тех, кто занимался борьбой, и конкретно борьбой самбо, я шагнул только потому, что услышал слово «борьба».

Первый прием самбо мне показали в солдатской бытовке. Там что-то типа подхвата было сделано – я упал на кафельный пол. Мы тренировались на солдатских матрасах, потому что не было ни ковра, ни татами. После месяца занятий поехали на чемпионат пограничного округа, и я занял третье место из трех человек. Но по каким-то причинам, известным только ему, тренер Урал Фаизович Садвакасов, казах, взял меня в команду.

В армии же сдал нормативы на звание мастера спорта по дзюдо. 

Родительский дом

Отец у меня грузин, мама – славянка. Папа работал в Грузии в шахте. Родители меня научили прежде всего ответственно относиться к работе. Они были обычные рабочие люди Советского Союза, которые создавали семью, , ходили на работу, выполняли все добросовестно, и воспитывали детей честными, порядочными людьми. Мы это пронесли с братом Василием через всю жизнь.

В Воркуте, куда наша семья переехала, я прожил 13 лет, окончил школу, ПТУ. После армии работал в шахте горной электростанции, а в голове все время крутились соревнования, на которых я боролся. Проводил приемы, выигрывал, проигрывал. И уже не видел себя вне борьбы. Урал Фаизович Садвакасов к тому времени переехал в Москву и написал мне письмо: мол, чем занимаешься, как дела, не хочешь ли продолжить занятия борьбой? Как говорится, эти слова упали на благодатную почву и позвали в
дорогу.

Московский «подснежник»

На первых порах в столице я почти месяц жил у Садвакасова. Речь шла о том, чтобы пойти служить постовым милиционером в метро, но я уже начал ходить в секцию дворца спорта завода Ленинского комсомола на метро «Текстильщики». Мне понравилось, и я остался там. Устроился в прессовый цех № 1, где штамповали мелкие, средние и крупногабаритные части кузова автомобилей «Москвич».

Порядка двух с лишним месяцев я там работал, трудился в три смены, но всегда находил время для тренировок. Включили меня в сборную команду, выехал на соревнования, где тоже себя хорошо показал. Пошли результаты, благодаря чему меня начали постоянно освобождать. В советское время таких освобожденных спортсменов называли «подснежниками».

От Тбилиси до Рио

Едва я надел кимоно, так оно ко мне буквально прилипло. Стало понятно, что именно дзюдо – моя борьба. В «доветеранской» спортивной карьере мне удалось стать трехкратным бронзовым призером чемпионатов СССР и Кубков Советского Союза по дзюдо. На Всемирной Универсиаде в Бразилии также стал бронзовым призером в команде. На соревнованиях в Тбилиси, которые называли «малым чемпионатом мира», боролся четыре раза. В самый первый приезд занял второе место, проиграв легендарному японцу – чемпиону мира и Олимпийских игр Ясухиро Ямасито. Золото взял с третьей попытки, еще дважды занимал пятые места. Грузинские тренеры предлагали вернуться в республику, где живут все мои родственники, но я отказался по ряду причин. Свою судьбу я уже не мыслил без Москвы и России. 

Жизнь после спорта

 Из большого спорта я ушел после московской Олимпиады, в 1981 года. Позиция руководства, что следующий олимпийский цикл-1984 я вряд ли смогу осилить, отбила желание заниматься таким тяжким трудом, где нужен строгий режим, дисциплина, бесконечные тренировки. А дети-то растут, нужно завершать высшее педагогическое образование. И я погрузился в учебу в Московском областном государственном институте физической культуры.

Еще после завершения карьеры я трудился физоргом в прессовом производстве завода Ленинского комсомола. Мой авторитет спортсмена, видимо, играл какую-то роль. Девчонкам интересно было ходить на занятия, которые проводил мастер спорта международного класса. Говорили, что симпатичный молодой человек, надо обязательно у него потренироваться. 

Центр олимпийской подготовки

В 1985 году на одном из соревнований ко мне подошел начальник отдела спортивных единоборств и предложил стать тренером сборной команды СССР по дзюдо в Москве. После года работы понял: без централизованной подготовки высокие достижения невозможны. Подобрал помещение старого склада, нашлись средства на два комплекта татами, тренажеры. И вскоре у нас появился великолепный центр олимпийской подготовки. Мы обеспечили спортсменов хорошей тренировочной базой, гостиницей, сбалансированным питанием, современным медико-восстановительным комплексом – всем тем набором, который обеспечивает подготовку атлетов высокого класса.

Годы без дзюдо

На исходе перестройки я ушел в коммерцию. Хотел заработать денег, построить свой зал, чтобы содействовать развитию дзюдо на новом уровне. К сожалению, эту мечту воплотить в жизнь не удалось, и в 1999-м я вернулся в спорт. Работал ведущим специалистом по физической культуре и спорту Юго-Восточного округа Москвы.

И о ветеранском спорте

Это здорово, что Национальный союз ветеранов дзюдо собрал нас, «стариков», которые еще не наборолись. Я с радостью встретился с Мишей Илини-чем, с которым много лет назад мы вместе тренировались, ездили на турниры в Болгарию и Румынию. С тех пор прошло 27 лет, мы особо не контактировали, каждый занимался решением своих жизненных проблем и задач. Но эти годы нас не разделили, они пролетели словно одно мгновение. На чемпионате Европы мы жили в одном номере, и остались друг для друга теми же молодыми парнями: Борюном и Мишаней. Понимание борьбы у нас одинаковое, да и взгляды на жизнь остались прежними. Потому что в молодости было заложено самое стойкое, что может быть. Дзюдоистское братство.

При этом замечу, что соревнования возрастных спортсменов существенно отличаются от турниров молодых борцов. Прежде всего тем, что в юности ты еще не научился ценить время, и даже на проигрыш можешь глядеть свысока. Мол, будет возможность - отыграюсь. А на ветеранском уровне каждая твоя схватка - на вес золота. За три минуты надо успеть заработать победную оценку и не растерять преимущества.

Ну а свою борьбу в минувшем сезоне оцениваю положительно, хотя резервы для роста есть. И еще у меня есть мечта -выиграть Олимпийские игры ветеранов. Впрочем, я согласен на медаль любого достоинства.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Социальные комментарии Cackle