Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Шахматы

Рубрики: Спортивная наука, Образование

Автор: Михайлова И. В.

Анализ зарубежного опыта адаптивного шахматного обучения

Ключевые слова: адаптивный шахматный спорт, адаптивное шахматное обучение, интернет-порталы, дидактические средства, психофизическая активность, электронное обучение.

Аннотация. Целью исследования являлись содержательный анализ становления, развития и современного состояния зарубежного адаптивного шахматного обучения, а также выявление специфических проблем, закономерностей и особенностей. Дана характеристика содержательных основ, произведена структуризация средств, форм, методов и методик, использующихся в индивидуальном и в групповом обучении.

The analysis of foreign experience of adaptive chess training

Mikhailova I. V., PhD., An Assistant Professor at the Department of physical education and health technologies, International Woman Grandmaster. Russian State Social University, Moscow

Keywords: adaptive chess sport, adaptive chess training, intern- portals, didactic facilities, rehabilitation psychophysical activity, e-learning.

Abstract The aim of the study is to analyze meaningfully formation, development and current state of foreign chess adaptive training, and to identify its problems and peculiarities. The characteristic of the basic foundations provided; structuring of means, forms, methods, and individual techniques used in individual and group training produced.

Введение

Анализ теоретических основ и практических путей интеграции инвалидов в общество, используя интеллектуально-деятельностный потенциал шахмат, соответствует общемировой тенденции стимулирования реабилитации, социализации больных людей средствами физической культуры и спорта. Научный, спортивный, педагогический, социокультурный и философский потенциал шахмат как многофакторного синтеза элементов игры, науки, искусства и многокомпонентного общественного явления практически неисчерпаем. В. А. Сухомлинский подчеркивал: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти» [7]. Представленные в многочисленных научных работах исследования убедительно доказали, что активная мыслительная шахматная деятельность в форме интеллектуального единоборства, приводит к развитию значимых интеллектуальных функций: оперативной памяти, логического мышления, объема, глубины и устойчивости внимания, оценочной функции. Особое место занимают структурированные шахматные исследования, размещенные на мировых глобализованных интернет-порталах. И. Г. Су-хин, разработавший концепцию дидактического обеспечения развития способности «действовать в уме» у дошкольников и младших школьников средствами шахматного обучения, на интернет-портале «Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов», разместил ключевые материалы по развитию этого направления в странах Содружества Независимых Государств [9].

Р. Фергюсон [Robert Ferguson] представил обзор мировых шахматных исследований с начала прошлого века по настоящее время [10]. Несомненно, что использование шахмат в качестве средства и модели обучения может способствовать формированию разносторонне развитых индивидов, имеющих высокоорганизованное мышление и глубокую внутреннюю культуру. Но научно-методические и научно-практические шахматные исследования чаще всего проводились на контингенте лиц, не имеющих проблем со здоровьем, либо касались проблем развития адаптивного шахматного обучения и спорта в России. Несмотря на глубокую теоретическую и прикладную значимость проведенных исследований остается открытой проблема систематизации и структурирования опыта зарубежного адаптивного шахматного обучения в качестве теоретической модели и практического механизма интеграции в общество лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и научное осмысление этого опыта.

Методика

Более миллиарда человек, или около 15 % населения мира имеют различные формы инвалидности. В связи с этим во «Всемирном докладе об инвалидности», предоставленном Всемирной организации здравоохранения, было рекомендовано укреплять и поддерживать научные исследования по проблемам инвалидизации [1].

Цель исследования - провести содержательный анализ становления, развития и современного состояния зарубежного адаптивного шахматного обучения; выявить проблемы, закономерности и особенности.

Задачи исследования - дать характеристику содержательных основ адаптивного шахматного обучения; структурировать средства, формы, методы и методики, использующихся в зарубежном адаптивном шахматном обучении.

В настоящее время адаптивное шахматное обучение осуществляется во многих странах мира, в том числе в Германии, США, Молдавии, Украине, Армении, Великобритании, Индии. При сравнении уровня жизни в этих странах Организация Объединенных Наций (188 стран-участников) рассматривает индекс человеческого развития (ИЧР) в качестве интегрального показателя среднеарифметической суммы трех индексов: здоровья и долголетия, доступа к образованию и величины валового внутреннего продукта на душу населения. Отметим, что в разных странах мира отсутствуют единые критерии признания людей инвалидами.

Экспериментальная часть

В «Докладе о человеческом развитии 2015 года» Германия, являющаяся в последние десятилетия страной с высокоразвитой экономикой и разветвленной сетью коррекционных (9 видов) и инклюзивных школ, занимает 6 место с ИЧР = 0,916 [3]. В настоящее время в Германии проживает около 82 миллионов человек; из них 13 % имеют инвалидность. Получение качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья рассматривается государством как ключевое условие успешной социальной адаптации. Не обошли стороной немецкие ученые и вопросы адаптивного шахматного обучения, осуществляемого как в группах, так и индивидуально. Отметим, что обучение может осуществляться в четырех формах: дистанционной, стандартной, комплексной (с применением элементов стандартной и дистанционной) и электронной (используя технологии электронных образовательных курсов) [4]. Группа исследователей из различных образовательных учреждений Лейпцига в 2008 году провели исследование влияния шахматного обучения на развитие математических способностей [15]. Эксперимент был проведен на базе четырех средних образовательных школ в классах для учеников с ОВЗ, имеющих уровень коэффициента интеллекта (IQ) от 70 до 85 единиц. Особенностями исследования являлись малая численность групп (до 13 человек) и введение в качестве экспериментального (варьируемого) фактора одного часа шахматных уроков вместо одного часа занятий по математике в течение учебного года. Было установлено, что шахматное обучение, осуществленное в стандартной форме с использованием базового шахматного инвентаря, способствует увеличению скорости расчета при решении математических задач и повышению концентрации внимания школьников с ОВЗ. Исследователями было подчеркнуто, что хорошие результаты адаптивного шахматного обучения могут быть достигнуты только для классов, где учатся дети с ОВЗ, малой численности - до 8 -13 человек.

Ряд интересных исследований адаптивного шахматного обучения был проведен в Соединенных Штатах Америки (США). Эта страна является одним из ключевых драйверов социально-экономического развития мирового сообщества, и имеет ИЧР равным 0,915. Численность жителей США -более 318 миллионов, около 20 % из них являются инвалидами. К. Стори [Keith Storey] исследовал проблемы начального обучения шахматам лиц с ограниченными возможностями здоровья. Было установлено, что использование в обучении интеллектуально-деятельностного потенциала шахмат способствует повышению качества образования учащихся с нарушениями здоровья. При решении шахматных задач обучающиеся на собственном опыте осознают переход теоретических знаний в конкретные практические умения и навыки, при этом активно формируются стратегии планирования [16]. Д. Хорган [D. Horgan] утверждал, что шахматное обучение перспективно для гиперактивных детей, имеющих чрезмерно высокие показатели активности, импульсивности и возбудимости нервной системы [14]. Тренеры-преподаватели шахматной федерации США отмечали, что среди их учеников существует много детей, имеющих синдром дефицита внимания, гиперактивность и аутизм. Шахматное обучение дает возможность таким детям в достаточной мере скомпенсировать нарушения и полноценно реализоваться в жизни. Было замечено также, что многие шахматисты с аутизмом при недостатке социальных взаимодействий и нарушенных взаимных коммуникациях имеют развитое мышление и показывают хорошие спортивные результаты в соревнованиях со здоровыми сверстниками [11]. В этой стране хорошо развито электронное и дистанционное адаптивное шахматное обучение. На интернет-портале «Chess news» структурирован практический опыт адаптивного шахматного обучения Джейми Дуиф Калвин [Jamie Duif Calvin], имеющей аутоиммунное заболевание, при котором иммунитет индивида уничтожает периферические нервы. При этом заболевании единственная возможность для шахматного развития - использование электронных технологий, включая технологию распознавания голоса. Используя дистанционные и электронные технологии, девушка делится своим опытом и помогает людям со сходными проблемами, ведет открытый диалог и расширяет круг общения [13].

Адаптивное шахматное обучение в Англии, стране с высокоразвитой экономикой и системой образования (ИЧР = 0,907; при численности жителей около 65 миллионов человек -свыше 10 миллионов инвалидов), сосредоточено преимущественно в университетских центрах. Примером может служить организация шахматного обучения в университете Центрального Ланкашира [17], создавшего консорциум служб поддержки специалистов образования глухих и слабослышащих студентов средствами шахмат. На форуме университета рассматриваются вопросы поддержки этой группы лиц, происходит обмен знаниями, идеями, опытом путем использования в обучении шахматной дискурсивной среды.

Социально-экономической уровень жизни стран постсоветского пространства, где осуществляется адаптивное шахматное обучение, колеблется незначительно. На Украине (ИЧР = 0,747; из 48 миллионов жителей - 6 % инвалидов) и в Армении (ИЧР = 0,733; из 3 миллионов жителей - 6,6 % инвалидов), в обеих странах, тренд инвалидизации восходящий.

Развитие адаптивного шахматного обучения в Армении связано с Г. К. Каспаровым, 13 чемпионом мира по шахматам, и с научно-поисковыми исследованиями его тренера, В. С. Цатуряна, автора инновационной методики и разработчика сенсорного планшета для обучения шахматам, музыке и живописи лиц с нарушениями зрения и развития психики [5]. К сожалению, работа ученого не нашла должного финансирования, однако импульс развитию шахматного обучения был дан. Армения стала первой в мире страной, где шахматы включены в обязательную школьную программу в качестве отдельной учебной дисциплины, а не урока по физической культуре. С 2011/ 2012 академического года уроки по шахматам проводятся два раза в неделю во всех армянских общеобразовательных средних и специальных школах. Были разработаны соответствующие учебные пособия, включая «Психологическое пособие для преподавания шахмат», и рабочие тетради. Специалисты отмечают, что не подготовка профессиональных шахматистов является целью предмета «Шахматы». Преподавание предмета имеет прикладной инклюзивный характер, в игровой форме развивая логическое и стратегическое мышление, интеллект, волю, совместный труд, и не декларативно, а реально осуществляет принцип «равных возможностей» [8].

На Украине усилиями А. А. Жесте-рева и Д. Д. Комарова, автора экономически доступной методики социальной реабилитации умственно отсталых детей средствами шахмат, адаптивное шахматное обучение было апробировано на базе реабилитационного центра киевской психоневрологической больницы №1 и благотворительного общества помощи инвалидам и лицам с интеллектуальной недостаточностью «Джерела». Обучение прошли более семидесяти детей и взрослых с различными заболеваниями, в том числе с болезнью Дауна, эпилепсией, аутизмом, олигофренией, шизофренией, задержкой психического развития, органическими поражениями мозга. Автором подчеркивалось, что группы обучающихся, имеющих столь сложные заболевания, по численности должны быть малыми, не более 1-2 человек на одного педагога. Занятия, проводимые в игровой форме, позволяют повысить объективное и субъективное качество жизни [2].

В Молдавии широкое развитие получил опыт шахматного обучения лиц с поражением опорно-двигательного аппарата. Молдавия является одной из беднейших стран СНГ, ИЧР = 0,693, при численности населения 3,5 миллиона человек 5 % людей имеют инвалидность при резко восходящем тренде инвалидизации. Правительство Молдавии предприняло беспрецедентные меры по развитию инклюзивного шахматного обучения, с 2009/2010 академического года в средних образовательных школах и специальных школах-интернатах в рамках дисциплины «Физическое воспитание» молдавские школьники изучают шахматы. Анализ адаптивного шахматного обучения в стандартной форме был представлен в ряде научно-методических работ ученых исследовательского Института при Академии наук Молдавии и в диссертационном исследовании В.Г. Пануша [6].

Исследователями было доказано, что средствами шахмат у лиц, имеющих детский церебральный паралич (ДЦП), совершенствуются предметно-образные связи, эмоционально-волевая деятельность, увеличивается способность к трудовой адаптации. В результате шахматного обучения выявлены: снижение показателей динамического тремора и синкинезии, улучшение показателей кинематометрии и динамометрии, положительные достоверные изменения интеллектуального развития лиц с ДЦП. По итогам многолетних исследований учеными разработана специальная программа и апробирована методика обучения шахматной игре, соответствующая психофизиологическим особенностям детей с ДЦП.

Индия, родина зарождения шахмат и 15 чемпиона мира по шахматам среди мужчин В. Ананда, как и страны СНГ, имеет развивающуюся экономику (ИЧР = 0,609, из 1,305 миллиарда жителей 5 % признаны инвалидами). Адаптивное обучение шахматам имеет государственную поддержку и рассматривается как путь равного доступа к образованию, к свободе и справедливости. Среди обучающихся шахматами много детей, имеющих синдром дефицита внимания и гиперактивность.

Шахматное обучение приводит к уменьшению дефицита внимания и увеличению концентрации и уровня IQ, что способствует развитию коммуникативного общения в семье, с учителями и одноклассниками. Ш. Доминика [Sharon Dominica] и Ш. Георг [Sheeba George] использовали шахматное обучение в качестве терапии для больных любого возраста и состояния здоровья [12], однако отмечали, что при тяжелых расстройствах здоровья при адаптивном шахматном обучении должен присутствовать врач-терапевт.

Результаты и их обсуждение

В процессе шахматных занятий у лиц с особенностями здоровья повышается концентрация внимания, улучшается мышление, происходит идентификация и последующее решение проблемных ситуаций, динамично развивается творческое начало, возрастают когнитивные запасы мозга.

Быстрое развитие инфокоммуникативных технологий способствует созданию инновационных электронных и дистанционных форм обучения. В последние годы во всем мире в области среднего и высшего образования наблюдается увеличение набора лиц с ОВЗ. Обучение этой категории лиц с помощью различных форм адаптивного шахматного обучения позволяет обеспечить комфортный доступ к образовательной среде средних и высших учебных заведений. Синергетический эффект шахматного и базового обучения в средней и высшей школе создает ощутимый прогресс по ряду учебных предметов. В таблице приведено развитие форм зарубежного адаптивного шахматного обучения.

В развивающихся и слаборазвитых странах до недавнего времени был недостаточно свободный доступ к ресурсам интернета, поэтому система шахматного дистанционного, и тем более, электронного обучения практически не была востребована. В развитых странах применение адаптивного шахматного обучения дает положительные результаты в развитии общих и специальных компетенций, способствует трудоустройству и повышает самооценку индивидов.

Выводы

Развитие адаптивного шахматного обучения может дополнить концепцию образования лиц с ограниченными возможностями:

  1. Интеллектуально-деятельностный потенциал шахмат позволяет в каждом отдельном случае провести коррекцию психотерапевтических обучающих программ, дополнив их игровыми элементами, способствующими развитию речи и интеллекта, повысить самооценку обучающихся с инвалидностью.
  2. В процессе шахматного адаптивного обучения нормализуется психофизическая активность и формируется стиль жизни, более приемлемый для функционирования индивида в обществе.
  3. Объединив усилия государств мирового сообщества, ученых, практиков и носителей адаптивного опыта, необходимо инвестировать средства в дальнейшее развитие шахматного обучения и совершенствовать кадровый потенциал.
  4. Всеми доступными средствами следует повышать информированность и осведомленность мирового сообщества об интеллектуально-деятельностном потенциале адаптивного шахматного обучения.

В заключение приведем жизнеутверждающие слова Джейми Калвин: «Для людей с особенностями развития «шахматы совмещают три в одном - дают убежище, создают комфорт и бросают вызов» [12].

Таблица

Развитие форм зарубежного адаптивного шахматного обучения

Страна

ИЧР (2014 г.)

Численность населения

Количество инвалидов

Формы адаптивного шахматного обучения

(млн. чел.)

(%)

С

Д

К

Э

Германия

0,916

82

13

+

+

+

+

США

0,915

318

20

+

+

+

Англия

0,907

65

15

+

+

+

Украина

0,747

48

6

+

Армения

0,733

3

6,6

+

Молдавия

0,693

3,5

5

+

Индия

0, 609

1305

5

+

Примечание: С - стандартная; Д - дистанционная; К - комплексная; Э - электронная.

Источники информации

1. Всемирный доклад об инвалидности [Электронный ресурс] // Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения. / Режим доступа: http://www.who.int/disabilities/world_report/2011/report/ru/ (Дата обращения: 06.02.2016).

2. Комаров Д. Д. «Развитие интеллектуальных способностей и социальная реабилитация психически больных и умственно отсталых с помощью шахмат» [Электронный ресурс] // Сайт шахматного всеобуча [Офиц. сайт]. Режим доступа: http://chess555.narod.ru/z_komarov1.htm / (Дата обращения: 06.02.2016).

3. Доклад о человеческом развитии 2015 года [Электронный ресурс] // HumanDevelopment Report [Офиц. сайт]. - Режим доступа: http://report.hdr.undp.org/ (Дата обращения: 06.02.2016).

4. Михайлова И. В. Информационная компетентность в шахматном обучении / И. В. Михайлова // Информатика и образование. № 9 (268) - 2015. С. 29-31.

5. Обучение шахматам. [Электронный ресурс] // Chessart [Офиц. сайт]. - Режим доступа: http://www.chessart.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=14:doklad-v-madride&catid=13 &Itemid=113 (Дата обращения: 06.02.2016).

6. Пануш В. Г. Шахматы как вспомогательное средство развития психомоторных способностей детей с последствиями церебрального паралича: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.04 / Пануш Виктор Григорьевич; РГАФК. - М., - 2001. -30 с.: табл.

7. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. - Киев: Радянська школа, 1971. - 243 с.

8. Что даст обучение шахматам в ереванских школах? [Электронный ресурс] // Всеармянская сеть [Офиц. сайт]. - Режим доступа: http://www.panarmenian.net/rus/details/93462/ (Дата обращения: 06.02.2016).

9. Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов [Электронный ресурс] // Сайт шахматного всеобуча [Офиц. сайт]. Режим доступа: http://chess555.narod.ru/ (Дата обращения: 06.02.2016).

10. А Review of Key Chess Studies [Электронный ресурс] // Chess for kinds [Офиц. сайт]. Режим доступа: http://chessclubforkids.com/wp2/wp-content/uploads/2013/01/chess-in-education-research-summary-by-robert-ferguson.pdf / (Дата обращения: 06.02.2016).

11. Chess and Learning Disabilities [Электронный ресурс] // Chess.com [Офиц. сайт]. Режим доступа: https://www.chess.com/blog/UsChessFederation/chess-and-learning-disabilities/ (Дата обращения: 06.02.2016).

12. Chess helps children with learning disorders [Электронный ресурс] // The time of India [Офиц. сайт]. Режим доступа: http://timesofindia.indiatimes.com/city/chennai/Chess-helps-children-with-learning-disorders/articleshow/25211133.cms/ (Дата обращения: 06.02.2016).

13. Fitting chess into a disabled life [Электронный ресурс] // Chess news [Офиц. сайт]. Режим доступа: http://en.chessbase.com/post/fitting-che-into-a-disabled-life/ Дата обращения: 06.02.2016).

14. Horgan D. D. (1987). Chess as a way to teach thinking. Teaching, Thinking and Problem Solving, 9, P. 4-5, 8-9.

15. Scholz M., Niesch H., Steffen O., Ernst B., Loeffler M., Witruk E., et al. (2008). Impact of chess training on mathematics performance and concentration ability of children with learning disabilities. Int. J. Spec. Educe. 23, P. 138-156

16. Storey K. (2000). Teaching beginning chess skills to students with disabilities. Preventing School Failure, 44, P. 45-49.

17. The Consortium of Higher Education support services with deaf students (chess) [Электронный ресурс] // University of Central Lancashire [Офиц. сайт]. Режим доступа: http://www.uclan.ac.uk/about_us/the_consortium_of_higher_education_support_services_with_deaf_students.php / (Дата обращения: 06.02.2016).

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Не найдено ни одного элемента, соответствующего выбранным критериям.

Социальные комментарии Cackle