Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

01 Ноября 2017 Журнал "Вестник спортивной науки"

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Тимакова Т. С., Ю.Б. Кулагина, И.А. Шилина

Анализ состояния НМО в организациях, ответственных за подготовку спортивного резерва в стране

Аннотация

Статья посвящена проблемам научно-методического обеспечения (НМО) деятельности организаций, ответственных за подготовку спортивного резерва. С помощью анкетирования выявлена определенная картина состояния НМО в структурах спортивных школ, училищ олимпийского резерва и центров спортивной подготовки. Анализ данных вскрыл потребности и изъяны в проведении мероприятий по НМО в указанных учреждениях. Выявлена потребность в упорядочении необходимых услуг со стороны служб медико-биологического и психологического направления, а также большей ответственности самих организаций за обеспечение стандарта требований к необходимым разделам обследования уровня подготовленности и тренированности учащихся.

Ключевые слова: научно-методическое обеспечение, подготовка спортивного резерва, разделы тестирования, средства и методы.

Abstract

The article is devoted to the problems of scientific and methodological support (NMO) in the activities of organizations responsible for the preparation of the sports reserve. With the help of questionnaires, a certain picture of the state of NMO in the structures of sports schools, Olympic reserve schools and sports training centers has been revealed. The analysis of the data revealed the needs and shortcomings in the implementation of the NMO activities in these institutions. The need has been identified for ordering the necessary services from the services of the medical, biological and psychological direction, as well as the greater responsibility of the organizations themselves for ensuring the standard of requirements for the necessary sections of the survey of the level of preparedness and training of students.

Keywords: scientific and methodical support, preparation of sport reserve, testing sections, means and methods.

Введение

На протяжении многих десятилетий в СССР целенаправленно развивалась спортивная наука, создавалась и совершенствовалась система НМО подготовки спортсменов, начиная от их прихода в спортивные школы и заканчивая сборными командами страны и их ближайшего резерва. Однако годы перестройки не лучшим образом отразились на развитии спорта, на состоянии науки и научно-методического обеспечения системы спортивной подготовки в стране. Все это сказалось на качестве выступлений российских спортсменов последнего десятилетия [1, 2]. Вместе с тем страна обладает значительным ресурсом по подготовке спортивного резерва: в регионах действуют 182 центра подготовки спортивного резерва, 56 федеральных и региональных училищ олимпийской подготовки, а также множество спортивных школ по видам спорта. В связи с этим на повестку дня встает вопрос о повышении продуктивности работы столь огромного потенциала страны в области решения задач спорта высших достижений. Руководством страны предпринимаются беспрецедентные меры по повышению качества функционирования разных структур в системе подготовки спортивного резерва [3]. Одной из ключевых проблем в его подготовке является переформатирование принципов организации научно-методического обеспечения.

Известно, что контроль состояния спортсмена и планирование нагрузок на основе его данных являются обязательным элементом тренировочного процесса [4, 5, 6]. Существующие программы по спортивной подготовке рассматривают три основных вида НМО - ЭКО (этапное комплексное обследование), ТО (текущее обследование) и ОСД (обследование соревновательной деятельности) -как обязательные формы контроля для объективизации условий проведения тренировочного процесса и учета индивидуальных особенностей спортсмена [7, 8]. С целью изучения состояния проблемы проведено исследование, дающее определенное представление о состоянии НМО в разных структурах подготовки резерва.

Организация и методы исследования

В основу анализа состояния НМО в осуществляющих спортивную подготовку организациях государственного финансирования был положен анкетный опрос ответственных за их деятельность специалистов. Разработанная нами анкета содержала вопросы, позволяющие выявить состояние деятельности спортивных организаций в области НМО. В конце анкеты респондентам предлагалось написать комментарий по актуальным проблемам в этой области и внести предложения по улучшению работы в сфере НМО. С учетом требований приказа Минспорта России от 30.10.2015 № 999 «Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте России 05.04.2016, рег. № 41679) анкета была разослана в учреждения, осуществляющие подготовку спортивного резерва: центры спортивной подготовки (ЦСП); училища (техникумы) олимпийского резерва (УОР и ГУОР); специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮСШОР); детско-юношеские школы (ДЮСШ). Проект анкеты был согласован с ФЦПСР (руководитель - К.В. Вырупаев), ими же были обеспечены рассылка и получение ответной информации для последующей ее обработки.

Результаты исследования

В течение 2016 года было получено и обработано 913 анкет из разных регионов России, в 26,5% из них были сделаны комментарии и предложения по повышению качества НМО. Ответы были получены: из 67 региональных ЦСП - 36,8% от числа всех центров; из 29 УОР - 51,7% и 535 из 980 СДЮСШОР - 51,5%.

Наименьший процент участия проявили ДЮСШ - всего 266 организаций, т.е. 13,8% от их общего числа. Наибольшую активность участия в опросе проявили организации Москвы, Московской и Ленинградской областей, Пермского края, Челябинской области, Республики Башкортостан, Воронежской и Самарской областей, Республики Татарстан, Кемеровской, Тверской и Оренбургской областей.

В таблице 1 дано представительство по группам видов спорта в спортивных организациях указанных типов. Наибольшей численностью представлены циклические, игровые виды спорта и виды единоборств, причем в учреждениях начальной и базовой подготовки явно доминируют различные виды борьбы. Численность спортсменов в ЦСП и УОР, в которых подготовка осуществляется преимущественно на этапе спортивного совершенствования, также свидетельствует о преобладании в них видов единоборств, незначительно уступая по представительству видам спорта циклического характера.

Таблица 1

Распределение групп видов спорта в организациях спортивной подготовки разного типа (%)

Группа видов спорта

ЦСП

УОР

СДЮСШОР

ДЮСШ

ВСЕГО

Циклические виды

19

20

23

21

22

Единоборства

19

21

18

24

20,4

Сложно-координационые виды

17

16

18

14

16,2

Скоростно-силовые виды

16

12

13

10

12,3

Игровые виды

15

21

23

27

23,5

Стрелковые виды

13

9

5

3

5,5

Только в 40,5% организаций существуют медицинские кабинеты, позволяющие осуществлять врачебно-медицинский контроль и участвовать в проведении этапного и текущего обследований спортсменов.

Отметим тот факт, что в 250 организациях, преимущественно СДЮСШОР и ДЮСШ, нет подразделений, способных профессионально проводить мероприятия по НМО. В наиболее благополучной ситуации относительно проведения НМО находятся УОР. Основным медицинским учреждением, обеспечивающим обследование контингента организаций всех типов, является врачебно-физкультурный диспансер (76,8%). Выяснилось, что немалая часть юных спортсменов вынуждена получать допуск к занятиям спортом и участию в соревнованиях в поликлиниках по месту жительства.

Научно-обоснованные виды НМО использует большинство организаций спортивной подготовки и, прежде всего, УОР и ЦСП. Невысокий процент использования программ НМО по разделам ЭКО и ОСД отмечен в СДЮСШОР и ДЮСШ. При этом в большинстве организаций ориентиры управления тренировочным процессом относят к работе самих тренеров.

В таблице 2 показана степень внедрения основных видов НМО в структуру учебно-тренировочного и тренировочных процессов во всех четырех типах учреждений.

Таблица 2

Степень участия организаций в видах НМО (%)

Вид НМО

ЦСП

УОР

СДЮСШОР

ДЮСШ

Этапное комплексное обследование (ЭКО)

50,75

62,06

42,6

31,2

Текущее обследование (ТО)

58,20

72,4

56,6

55,6

Обследование соревновательной деятельности (ОСД)

35,8

51,7

46,9

39,8

Контроль тренировочных нагрузок самим тренером

65,7

89,7

69,5

70,68

В таблице 3 представлены данные по распределению применяемых методов обследований в структуре содержания ЭКО. Анализ используемых методов, применяемых при проведении мероприятий НМО, отражает определенный тренд. Так, лишь в ограниченном числе СДЮСШОР и ДЮСШ используют методики, позволяющие оценить биоэнергетический потенциал спортсменов, уровень их общей и специальной работоспособности. Оценку биоэнергетических возможностей спортсменов с учетом аэробной и анаэробной фракций энергообеспечения могут осуществлять не более трети организаций этих типов. Немногим лучше обстоят дела и в организациях, которым надлежит работать с контингентом тренировочных групп и групп спортивного совершенствования (ЦСП, УОР). Несколько лучше выглядят разделы тестирования скоростно-силовых и силовых возможностей спортсменов. То есть более представленными являются разделы тестирования, в которых используют простые методики оценки физических качеств из области педагогического контроля в спорте. Важным аспектом в системе подготовки спортивного резерва, в частности, в ДЮСШ, СДЮСШОР и УОР, являет раздел оценки уровня технической подготовленности - до 66,5%.

Таблица 3

Применяемые методы обследования в программах ЭКО

Метод

ЦСП

УОР

СДЮСШОР

ДЮСШ

Определение аэробной подготовленности

45,27

55,17

31,03

28,20

Определение анаэробной подготовленности

38,80

27,60

28,04

22,93

Определение скоростно-силовой подготовленности

47, 76

62,07

53,08

56,01

Определение силовой подготовленности

41,79

55,17

43,55

49,25

Определение координационной подготовленности

38,81

48,28

42,80

47,74

Оценка технической подготовленности

47,76

58,62

55,33

66,54

Среди актуальных проблем НМО спортивного резерва особо отмечен раздел исследований в области психологической подготовки спортсменов. В таблице 4 представлен спектр используемых методов оценки уровня психологической подготовленности учащихся в структуре ЭКО. При осуществлении контроля психологической подготовленности и оценки индивидуальных особенностей спортсменов доминируют субъективные наблюдения и методики, вряд ли способные выполнить функции, стоящие перед задачами ЭКО. Даже используемые методы опроса (интервьюирования) во всех типах организаций, за исключением УОР, используются слабо (в 30-40% случаев). Еще менее популярно применение специальной аппаратуры. Опыт работы в детско-юношеских школах подтверждает тот факт, что на ранних этапах спортивной подготовки потребность в помощи детского психолога особенно актуальна: при необходимости выбора тренером и родителями специалиста весы мнений нередко перевешивают в пользу психолога. По мнению тренеров, работающих на оздоровительном (подготовительном) и начальном этапах, число педагогически «трудных» детей сегодня увеличилось. Нередко сами родители видят занятие спортом как панацею от избавления сложностей в воспитание ребенка.

Таблица 4

Используемые методы определения психологической подготовленности (%)

Методика

ЦСП

УОР

СДЮСШОР

ДЮСШ

Педагогические наблюдения

86,6

89,7

79,8

82,0

Интервьюирование (опрос)

38,8

69,0

34,2

32,3

Использование аппаратурных комплексов

22,4

24,1

6,7

5,6

Характеристика тренером

89,6

86,2

86,0

84, 6

Основным методом текущего обследования (ТО) спортсменов является пульсометрия. Другие методы (ритмокардиометрия, велоэргометрия, биохимические исследования) применяются значительно реже. Отметим, что в УОР внимательнее относятся к изучению у спортсменов функционального состояния систем, ответственных за деятельность энергетических систем, работы сердца. Соответственно до 90% в ЦСП и УОР руководят этой работой штатные представители спортивной медицины. Спортивных психологов в УОР работает практически такой же процент, несколько меньше -в ЦСП. При оценке соревновательной деятельности (ОСД) независимо от типа организаций наиболее широко используют методы видеоанализа: в ЦСП и УОР - до 77 и до 73,0% соответственно.

Отметим повышенный интерес руководителей организаций к применению в программах НМО сугубо специализированных разделов обследования. Помимо острой потребности в специалистах широкого профиля в области спортивной медицины, спортивного физиолога и психолога, организациями отмечена необходимость в наличии специалистов, обладающих навыками аналитической работы в условиях компьютерной обработки получаемого массива данных. Потребность в специализации спортивного аналитика или специалиста по информационным технологиям отражена в перечне специалистов по методическому обеспечению спортивной подготовки и по научно-методическому сопровождению. Руководители организаций, ответственных за подготовку спортивного резерва, связывают включение в штатное расписание таких специалистов также с необходимостью осуществлять качественный отбор кандидатов на вышестоящие этапы подготовки, оказания профессиональной помощи тренерам при планировании тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно для юных спортсменов, активно участвующих в соревнованиях самого разного уровня.

Также в подавляющем большинстве анкет отмечена необходимость повышения уровня квалификации тренерского состава по вопросам проведения НМО в системе указанных учреждений (89,2%). По их мнению, для повышения качества работы необходимо решить принципиальные вопросы по целевому финансированию НМО, подготовке кадров и развитию материально-технической базы организаций.

Обсуждение результатов

Представленный материал позволяет сделать ряд вполне обоснованных заключений и выводов. По мнению специалистов, готовность спортивных организаций к внедрению методов и методик НМО связана с четко понимаемой зависимостью качества и эффективности спортивной подготовки от степени информированности о способности спортсмена к перенесению предлагаемых нагрузок, возможности их коррекции на основе объективных данных [4, 5]. Полноценная информация о состоянии систем и функций организма, способности выполнять требуемый уровень нагрузок и обоснованные рекомендации конкретного содержания позволяют вывести спортсмена на более высокий уровень подготовленности, избегая перетренировки и ухудшения состояния здоровья [6, 7, 8]. Оценка индивидуальных особенностей вкупе с показателями результативности спортсмена способна обеспечить качественное решение проблемы отбора целью полноценного и конкурентоспособного комплектования сборных команд России [2, 5, 8, 9].

Принципиально важными являются предложения респондентов о необходимости внедрения в систему спортивной подготовки стандарта программ НМО с указанием рекомендуемых методов их обеспечения. Предлагается в структуре ежегодного плана проведения НМО всех типов учреждений утверждать обязательный стандартный минимум содержания его программ. Вместе с тем они отмечают, что для проведения, в частности ЭКО, которое в системе подготовки спортивного резерва почему-то заняло место углубленного комплексного обследования (УКО), в большинстве регионов отсутствует возможность привлечения профессионально подготовленных специалистов. Понимая, что существует их определенный дефицит, респонденты предлагают для повышения эффективности НМО создать в регионах с учетом специфики видов спорта специализированные координационные советы с участием ведущих специалистов и ученых. По их мнению, также желательно, чтобы в группах спортивного совершенствования их программы формировались с учетом мнения комплексной научной группы (КНГ) по виду спорта, представителей спортивной медицины и психологов.

Руководители рассматриваемых организаций большое значение придают разработке типовых нормативно-правовых документов, связывающих программы спортивной подготовки с мероприятиями по НМО. Они предлагают сформировать пакет документов для организации работы по данному разделу их деятельности. Они также отмечают важность доработки федеральных стандартов спортивной подготовки с включением специального раздела по организации НМО и медико-биологическому обеспечению. Основную проблему участники опроса связывают с отсутствием реального финансирования программ НМО, которое должно быть целевым и адресным, в том числе и на приобретение специального оборудования.

С другой стороны, представленные материалы позволяют сделать заключение о явных недоработках со стороны администрации и руководства организаций, занимающихся подготовкой спортивного резерва. На это указывает невысокий процент тестирования по элементарным разделам оценки силовой, скоростно-силовой и общефизической подготовленности. В определенной степени это же относится и к оценке работоспособности учащихся, их выносливости и личностных особенностей.

Современная система спортивной подготовки обязывает тренера к реализации тренировочного и соревновательных процессов на основе объективно получаемых данных о спортсмене и анализа адекватности переносимых им нагрузок. При этом немало представителей спортивных школ не имели представлений о существующих видах НМО как таковых, объясняя этот факт отсутствием научно-методических рекомендаций, конкретных разработок и программ по их проведению. Среди предложений считают целесообразным на федеральном уровне сформировать банк данных современных технологий в области спортивной подготовки, методических разработок и рекомендаций по научно-методическому обеспечению с учетом специфики вида спорта и этапа многолетней подготовки.

Как отмечали многие специалисты, важным компонентом их работы на всех этапах спортивной подготовки является психологическое сопровождение. При этом наиболее распространенными способами познания свойств личности юного спортсмена является субъективная оценка. В то же время сегодня существует множество простых опросников, прожективных тестов и других простейших методик, позволяющих получить вполне объективную информацию об уровне мотивации спортсмена на занятие спортом, уровне его тревожности, устойчивости к действию стрессоров и других типологических особенностях психики. Иначе говоря, проблема заключается в уровне требований к современному тренеру и руководителю, степени соответствия их взглядов на свой профессионализм и компетентность.

Выводы

  1. Выявлена необходимость в общем упорядочении НМО в деятельности структур, ответственных за подготовку спортивного резерва, в системной организации и проведении существующих его разделов. Ролевые функции НМО в современном процессе подготовки спортсменов требуют совершенствования принципов проведения их медико-биологического обследования и контроля состояния здоровья, переносимости нагрузок и их целесообразности относительно возраста и типологических особенностей занимающихся.
  2. Неудовлетворенность состоянием НМО руководители указанных форм организации работы с контингентом спортивного резерва связывают с неупорядоченностью и несогласованностью организации системы НМО в целом, необходимостью выделения для реализации мероприятий по проведению в первую очередь ЭКО, ТО и ОСД на основе средств целевого характера их финансового обеспечения.
  3. Анализ данных анкетного опроса вскрыл наличие слабого контроля самой администрации в значительной части организаций включения в план мероприятий по обеспечению ЭКО, ТО и ОСД в структуре их деятельности с использованием доступных им средств и методов.

Литература

  1. Опыт подготовки национальных команд различных стран к Играм Олимпиад // «Игры XXIX Олимпиады: направления совершенствования олимпийской подготовки спортсменов Украины». Журнал: «Наука в Олимпийском спорте». - Раздел 1. - Киев, 2009. - С. 4-78.
  2. Кубеев, А.В. Об итогах выступления олимпийской команды России на играх ХХХ Олимпиады 2012 года в Лондоне (Великобритания) // Основные направления подготовки спортсменов к XXXI Олимпийским играм в Рио-де-Жанейро с учетом итогов выступления команды России на Олимпийских играх в Лондоне [Текст] // Материалы всероссийской научно-практической конференции. - 2012. - С. 7-41.
  3. О ходе реализации стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» (2014 г.). - Москва: «Советский спорт», 2014. - 172 с.
  4. Дембо, А.Г. Врачебный контроль в спорте. - М.: Медицина. - 1988. - 288 с.
  5. Научное обеспечение подготовки пловца / под ред. Т.М. Абсалямова и Т.С. Тимаковой // Сборник научных статей. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 188 с.
  6. Мартынов, В.С. Комплексный контроль в лыжных видах спорта. [Текст] // Физкультура и спорт. - 1991. - 172 с.
  7. Годик, М.А. Комплексный контроль в спорте // Теория и практика физической культуры. - 1993. -№ 1. - С. 22-25.
  8. Никитушкин, В.Г. Комплексный контроль в подготовке юных спортсменов. Монография. - М.: Физическая культура. - 2013. - 208 с.
  9. Тимакова, Т.С. Система подготовки спортивного резерва / под ред. В.Г. Никитушкина. - М., 1994.320 с.

References

  1. The experience of preparing national teams of different countries for the Olympics Games // Igry XXIX Olimpiady napravleniya sovershenstvovaniya olimpiyskoy podgotovki sportsmenov Ukrainy / Journal: "Science in the Olympic sport". - Kiev, 2009. - Section 1. - Pp. 4-78.
  2. Kubeev, A.V. On the results of the performance of the Russian Olympic team at the Games of the XXX Olympiad in London in 2012 (Great Britain) // Osnovnyye napravleniya podgotovki sportsmenov k ХХХI Olimpiyskim igram v Rio-de-Zhaneyro s uchetom itogov vystupleniya komandy Rossii na Olimpiyskikh igrakh v Londone. Materialy vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - 2012. - Pp. 7-41.
  3. On the implementation of the strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period until 2020 (2014). Moscow: Soviet Sport, 2014. - 172 p.
  4. Dembo, A.G. Medical control in sports. - M.: Medicine, 1988. - 288 p.
  5. Scientific provision of training swimmer / ed. T.M. Absalyamov and TS. Timakova // Collected scientific articles. - M.: Physical training and sports, 1983. - 188 p.
  6. Martynov, V.S. Complex control in ski sports. [Text] // Physical Education and Sport. - 1991. - 172 p.
  7. Godik, M.A. Complex control in sports // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 1993. - No. 1. - Pp. 22-25.
  8. Nikitushkin, V.G. Complex control in the training of young athletes. Monograph. - M.: Physical Culture. - 2013. - 208 p.
  9. Timakova, T.S. System for training of the sports reserve / ed. V.G. Nikitushkin. - M., 1994. - 320 p.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle