Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Художественная гимнастика

Рубрики: Спортивная наука

Анализ результатов чемпионата мира по художественной гимнастике в Москве

Раиса Николаевна Терехина, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой, Ирина Александровна Винер, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный тренер России, президент Федерации художественной гимнастики РФ Мария Шишковская, Президент технического комитета Международной федерации художественной гимнастики, Екатерина Александровна Пирожкова, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация


Проведен анализ результатов чемпионата мира по художественной гимнастике 2010 года. Определены направления перспективного развития мировой художественной гимнастики.

Ключевые слова: художественная гимнастика, судейство, исполнительское мастерство.


Исследования результатов чемпионата мира - 2010 года в Москве позволили проследить, с одной стороны - динамику всех компонентов исполнительского мастерства гимнасток в мире (сложность соревновательных программ; композиционное построение; техническое исполнение и артистичность), с другой - адекватность системы оценки, а также определить тенденции развития художественной гимнастики в мире.

Гимнастки, выступающие на мировом помосте, продемонстрировали различный уровень сложности соревновательных программ. Диапазон оценок по каждому виду многоборья у гимнасток, выступающих в индивидуальных упражнениях, представлен на таблице 1, в групповых упражнениях - на таблице 2.

Анализ результатов соревнований свидетельствует о том, что максимального уровня по данному компоненту (D) не достигли гимнастки ни одной страны, как в личных, так и в групповых упражнениях. Как видно из таблиц существует большая перспектива для совершенствования сложности соревновательных программ у спортсменок всех стран, включая финалисток.

Развитие сложности соревновательных композиций гимнасток происходит как за счет создания новых форм движений телом, предметами, так и за счет объединения их в связки.

Таблица 1

Диапазон оценок за сложность, артистичность и исполнение в многоборье, индивидуальные программы (24 участницы, оценки в балах)

Виды многобо­рья D A E
Самая высо­ Самая низ­ Самая высо­ Самая низ­ Самая высо­ Самая низ­
кая оценка кая оценка кая оценка кая оценка кая оценка кая оценка
Скакалка 9,55 7,825 9,8 8,35 9,6 7,95
Обруч 9,7 7,725 9,8 8,35 9,6 8,15
Мяч 9,75 7,3 9,9 8,2 9,7 8,0
Лента 9,55 7,85 9,7 8,3 9,6 8,05

 

Таблица 2

Диапазон оценок за сложность, артистичность и исполнение в многоборье, групповые упражнения (29 команд, оценки в баллах)

Виды многобо­рья D A E
Самая высо­кая оценка Самая низ­кая оценка Самая высо­кая оценка Самая низ­кая оценка Самая высо­кая оценка Самая низ­кая оценка
5 Обручей 9,3 5,925 9,45 7,04 9,1 7,95
3 ленты + 2 скакалки 9,5 3,55 9,4 6,6 8,9 4,0

 

Изучая композиционное построение соревновательных программ гимнасток, были проанализированы упражнения и показано, какие элементы из каких структур­ных групп составляют содержание соревновательных композиций на всех видах мно­гоборья.

Результаты свидетельствуют о том, что не все элементы Code FIG используются в упражнениях равномерно. Некоторые элементы включены в 90 % композиций, дру­гие же элементы не используются совсем. Это ведет к сужению содержания компози­ций гимнасток, что приводит к снижению зрелищного эффекта.

Об уровне исполнения соревновательных программ свидетельствуют оценки (таблиц 1 и 2). Несмотря на то, что многие гимнастки мира технически грамотно вы­полняют упражнения и их уровень достигает 9,7 - 9,6 баллов, максимальной оценки на чемпионате мира -2010 не наблюдалось. А минимальная оценка была - 7,95 баллов (в упражнении со скакалкой).

Наблюдались потери предметов, что несколько снижает зрелищность соревно­ваний. Так, например, в квалификации, где выступали 132 гимнастки (по 4 упражне­ний каждая), отмечаем следующее.
Потери предметов:

  • скакалка + обруч - 43 потери без выхода предмета и гимнастки за площад­ку;
  • мяч + лента - 52 потери без выхода предмета и гимнастки за площадку;
  • + 6 раз узлы на ленте;
  • потери предметов с выходом предмета и гимнастки за площадку - 17 раз.
Многоборье - 24 человека по 4 упражнения:
  • потеря предметов без выхода за площадку - 11 раз + 1 узел на ленте;
  • потери с выходом предмета и гимнастки за площадку - 2 раза.
Финалы в отдельных видах (по 8 человек в каждом виде):
  • скакалка - 1 потеря с выходом предмета и гимнастки за площадку;
  • обруч - 1 потеря без выхода + 1 потеря с выходом предмета и гимнастки за площадку;
  • мяч - 1 потеря без выхода + 1 потеря с выходом предмета и гимнастки за площадку;
  • лента - без потерь.
Таким образом, совершенствование технического мастерства ведет к повыше­нию качества исполнения композиций, и эта задача стоит перед всеми гимнастками мира.

Высокое исполнительское мастерство гимнастки всегда в выгодном свете отличает её от спортсменки, которая обладает всего лишь хорошей технической подготовленностью. Гимнастка должна довести всю программу в целом до такого совершенства, чтобы её техническое содержание оказалось доступным для восприятия зрителей. Когда гимнастке удается соединить элегантность исполнения, разнообразие, свободу движений, амплитуду движений с преодолением сложности и раскованности и всё это во впечатляющей динамике, гимнастка создает композицию, излучающую богатство внутреннего содержания и гармонию, которые и выдают виртуоза. В настоящее время многие гимнастки технически грамотно выполняют сложные упражнения. Поэтому большой удельный вес в исполнительском мастерстве приобретает такой фактор, как артистичность. [1-3].

Анализируя оценки за артистичность (А) мы увидели, что не все гимнастки мира демонстрируют виртуозность исполнения (табл. 1, 2).

Анализ соревновательных программ гимнасток показал, что, например, в квалификации из 132 человек (по четыре упражнения выполняла каждая гимнастка - всего 428 комбинаций):

•    207 раз музыка использовалась как «фон»;

•    26 раз упражнения заканчивались после окончания музыкального сопровождения;

•    9 раз упражнения заканчивались раньше окончания музыкального сопровождения.

Для того, чтобы упражнения гимнасток не теряли зрелищный эффект необходимы дополнения к правилам соревнований, которые будут способствовать совершенствованию оценки за эстетический аспект.

Анализ результатов чемпионата мира-2010 в Москве позволил определить тенденции развития художественной гимнастики в мире:
  1. Соревновательные композиции гимнасток стали более динамичными во всех видах многоборья;
  2. Соревновательные программы насыщены сложнокоординационными элементами тела и предметов;
  3. Наблюдается разноструктурность жанров музыкальных сопровождений соревновательных композиций;
  4. Расширилась география занимающихся художественной гимнастикой (появились страны, в которых раньше художественная гимнастика не культивировалась);
  5. Расширилась география медалей и финалисток (медалистками и финалист-ками становятся спортсменки из тех стран, которые не являются традиционно гимнастическими).

ЛИТЕРАТУРА
  1. Винер, И. А. Система, определяющая соотношение сил в художественной гимнастике на мировом уровне / ИА. Винер, Р.Н. Терёхина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 4 (62). - С. 15-18.
  2. Эстетические показатели исполнительского мастерства в гимнастических видах спорта / Р.Н. Терехина, И. А. Винер, Л.И. Турищева, М.Э. Плеханова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 11 (45). - С. 98-101.
  3. Плеханова, М.Э. Комплексная оценка эстетических компонентов исполнительского мастерства в гимнастических видах спорта / М.Э. Плеханова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 65-68.

Контактная информация: zavkaf58@mail.ru

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Не найдено ни одного элемента, соответствующего выбранным критериям.

Социальные комментарии Cackle