Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

15 Декабря 2016 Журнал "Адаптивная физическая культура"

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Гаврилов Д. Н., Пухов Д.Н., Малинин А. В., Платонова Т.В., Идрисова Г. З.

Анализ психоэмоционального состояния лиц с ограниченными возможностями здоровья, занимающихся в школе здорового образа жизни

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, тестирование, компьютерная система, программы занятий.

Аннотация. Результаты исследования психоэмоционального состояния лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по программе школы здорового образа жизни по методике САН (самочувствие, активность, настроение).

Analysis of the mental and emotional state of persons with disabilities involved in the school of healthy lifestyle

Gavrilov D. N., PhD, Assistant Professor; Pukhov D. N., Researcher; Malinin A. V., Engineer-researcher.

Federal State Budget Institution «St. Petersburg Scientific-Research Institute for Physical Culture»

Platonova T. V., PhD, Assistant Professor.

Idrisova G. S., MD, Ph.D., Professor, Institute of APE.

Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Keywords: adaptive physical education, testing, computer system, training programs.

Abstract. Results of the study of mental and emotional condition of persons with disabilities enrolled in the program of the School of healthy lifestyle on to the HAM method (state of health, activity, mood).

При организации занятий лиц с ограниченными возможностями здоровья остается актуальным вопрос поиска эффективных средств оценки психоэмоционального состояния занимающихся. Данное исследование проводилось на группе занимающихся по методике САН (самочувствие, активность, настроение).

Цель исследования - изучение особенностей влияния занятий в школе здорового образа жизни (ЗОЖ) на психоэмоциональную сферу личности. В исследовании приняла участие группа из 23-х петербуржских женщин в возрасте от 50 до 80 лет. Для этого использовалась методика САН: самочувствие, состоящее из силы, утомляемости и здоровья; активность - из подвижности, скорости протекания функций; настроение, составляемое характеристиками эмоционального состояния.

Опросник САН состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень актуализации той или иной характеристики своего состояния. Ответы заносятся в специальный бланк, далее подсчитываются результаты, оцениваемые в баллах.

Компьютерная программа для оценки показателей самочувствия, активности, настроения, разработанная А. В. Малининым, позволяет осуществить статистическую обработку результатов анкетирования и сравнить результаты воздействия «до» и «после» - в нашем случае до начала занятий и по их окончанию.

В программе занятий в школе ЗОЖ, разработанной Т. В. Платоновой, использовались следующие средства:

  • утренняя физическая зарядка,
  • ходьба и бег в сочетании с динамической релаксацией,
  • купание в море и упражнения на берегу с использованием камней разной формы и веса,
  • общая медитация после перестроения в круг,
  • после завтрака и непродолжительного отдыха занятия на игровой площадке с использованием упражнений суставной и дыхательной гимнастики с мышечной релаксацией в конце занятия,
  • после обеда и небольшого отдыха еще одно занятие с элементами китайской гимнастики,
  • вечером медитация на берегу моря,
  • ежедневные купания в море,
  • перед обедом и ужином - специальная дыхательная гимнастика,
  • поход в горы к водопаду в течение трех часов,
  • ежедневный трех-четырехкратный подъем и спуск к морю по лестнице из 150 ступеней.

В соответствии с методикой опросника САН каждый показатель - самочувствие, активность и настроение - оценивается шкалой с максимальным значением 70 баллов. Для удобства мы использовали преобразование баллов в проценты - при этом 70 баллов соответствует 100 % оценке показателя.

Анкетирование в конце курса занятий позволило установить, что в результате педагогического воздействия в показателях самочувствия, активности, настроения произошли изменения: достоверно улучшились средние групповые показатели самочувствия (на 20,7 %), активности (на 15,8 %), настроения (на 10,2 %) (рис.).

Анализ психоэмоционального.jpg

Рис. Средние показатели экспериментальной группы занимающихся «до» и «после» курса занятий по методике САН.

Применение компьютерной программы выявило статистически значимую достоверность различий показателей «до» и «после» занятий с использованием методики САН.

Таким образом, использование методики САН (самочувствие, активность, настроение) и разработанной компьютерной системы оценки результатов САН позволили выявить значимые показатели психоэмоционального состояния и использовать их в оздоровительных занятиях для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Положительный опыт применения методики САН может быть рекомендован при проведении занятий адаптивной физической культурой.

Литература

  1. Барканова О. В. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум / О. В. Барканова // Библиотека актуальной психологии. - Вып. 2. - Красноярск: Литера-принт, 2009. - С. 7-10.
  2. Гаврилов Д. Н. Школа здорового образа жизни для лиц с ограниченными возможностями / Д. Н. Гаврилов, А. В. Малинин, Д. Н. Пухов, Т. В. Платонова // Адаптивная физическая культура, 2015. № 4(64). - С. 47-49.
  3. Гаврилов Д. Н. Опыт использования адаптивной физической культуры для лиц с ограниченными возможностями / Д. Н. Гаврилов, М. А. Савенко, Д. Н. Пухов, А. В. Малинин // Адаптивная физическая культура. - 2016. - №3(67). - С. 48-49.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle