Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

25 Ноября 2016

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Багадирова Сусанна Кимовна

Анализ представлений тренеров о постановке и реализации целей спортивной деятельности

Аннотация: В данной статье осуществлен анализ представлений тренеров о постановке и реализации целей спортивной деятельности. Осуществленный нами опрос тренеров-преподавателей спортивных школ Республики Адыгея позволяет заключить, что их представления о методах постановки и реализации целей спортивной деятельности являются не достаточными. Исходя из этого, нам представляется, что дальнейшая задача заключается в организации и проведении тренинговых занятий с тренерами по формированию навыков целеполагания.

Ключевые слова: тренер, постановка цели.

Современный спорт предъявляет высокие требования к выявлению и развитию психологических ресурсов, определяющих конку-рентоспособность спортсменов. Нам представляется, что таким ресурсом является стиль психической регуляции деятельности, одним из компонентов которого есть умение ставить цели спортивной деятельности.

Идеальный образ, формируемый спортсменом в процессе целеполагания, активирует представление о необходимых для осуществления поставленной цели ресурсах, позволяет реализовывать контроль над исполнением поставленных задач деятельности.

Несмотря на сказанное, проблема целеполагания является одной из самых не разработанных проблем подготовки спортсменов. Наши собственные наблюдения показывают, что на практике привлечение спортсменов к постановке целей спортивной деятельности не носит системный характер, более того, зачастую отсутствует практика обучения целеполаганию спортсменов. Нам представляется, что причина этого кроется в том, что тренеры осуществляющие подготовку спортсменов, сами не достаточно владеют навыками постановки целей, что нами было выявлено в ходе опроса тренеров-преподавателей спортивных школ Республики Адыгея.

В опросе принял участие 21 тренер-преподаватель. Стаж работы тренеров от 5 до 42 лет. Средний возраст 46 лет. Тренерам - преподавателям различной специализации спортивных школ Республики Адыгея был предложен опросник составленный нами, который как нам представляется, позволит изучить представления тренеров о факторах, определяющих постановку целей, срочность их реализации, о методах постановки целей, о том, на каком этапе подготовки необходимо привлекать спортсмена к целеполаганию. Опросник состоял из следующих вопросов.

  1. Как Вы считаете, на каком этапе подготовки, следует привлекать спортсмена к постановке целей? Почему?
  2. Отметьте, какие из ниже перечисленных факторов, определяют постановку целей: а) способности спортсмена; б) потребности спортсмена; в) уровень физической подготовки; г) уровень технико – тактической подготовки; д) уровень психологической подготовки; е) ранг соревнований. Добавьте к этим фактором, те, которых на Ваш взгляд не достает.
  3. Каковы Ваши действия, если цель, поставленная Вами перед спортсменом или совместно с ним, не достигнута?
  4. Какие долгосрочные цели Вы часто ставите или совместно формулируете со спортсменом? Подвергаются ли коррекции эти цели? Почему?
  5. Какие краткосрочные цели Вы часто ставите или совместно формулируете со спортсменом? Подвергаются ли коррекции эти цели? Почему?
  6. При постановке цели Вы чаще прибегаете к результативным целям (достижение конкретного результата) или процессуальным целям (ориентированы на саму деятельность)? Напишите почему?
  7. Какие методы постановки целей Вы знаете? Перечислите их.

Анализ ответов тренеров на представленные выше вопросы, позволяет утверждать, что 91% тренеров привлекают к процедуре постановки цели спортсменов на этапе спортивного совершенствования. В качестве объясняющей причин тренеры указали окончание «отсева» спортсменов, возникновение осознанности занятий спортом, желание достичь определенных результатов. Часть респондентов (9%) моментом привлечения к постановке целей посчитали этап самого начала занятий спортом. Здесь тренеры имели ввиду стратегические цели спортивной карьеры. Однако нам представляется, что привлечение спортсмена к целеполаганию на этапе спортивного совершенствования несколько запоздалым. В таком виде спорта как дзюдо, этот этап наступает в 17-19 лет. На наш взгляд, привлечение к целеполаганию должно возникать гораздо ранее, а в подростковом возрасте оно должно стать осознанным и систематическим. Это связано с появлением у подростка нового типа саморегуляции - целевая регуляция (Л. С. Выготский, 1982-1984).

67% тренеров согласны с предложенным нами перечнем факторов, определяющих постановку целей. 33% респондентов, среди перечисленных нами факторов, отметили лишь следующие: уровень физической подготовки, уровень технико – тактической подготовки, ранг соревнований. Сужение перечня факторов, определяющих постановку целей, свидетельствует об ориентации тренера только на результат, без учета способностей, потребностей и психологической готовности спортсмена.

В ситуации, когда цель не достигнута, все тренеры (100%) ответили, что они анализируют ошибки и продолжают добиваться поставленной цели. Вариант смены цели по результатам анализа ими не рассматривался, хотя нельзя отрицать возможности того, что сама цель может быть сформулирована не верно.

86% тренеров в качестве долгосрочной цели ставят цель повышения уровня спортивного мастерства. В самой формулировке цели содержится бесконечный процесс (повышение), а должен быть представлен результат. Мастерство можно повышать на протяжении всей спортивной карьеры. 9% тренеров ответили, что ставят конкретные цели типа выполнение разряда, вхождение в состав сборной, призовое место на соревновании. 5 % ответили, что долгосрочные цели формулируются в зависимости от уровня мастерства спортсмена. Практически все респонденты (100%), изменяют цели, по следующим причинам: травмы, недостаточное финансирование, недостаточно развитые необходимые профессиональные качества спортсмена.

81% тренеров в качестве краткосрочных целей, ставят перед спортсменами цель совершенствование технико-тактических действий. Здесь ошибка тренеров кроется в том, что средство стало целью. И этот процесс не будет конечным, тогда как цель должна определять конечный результат. 19% респондентов победу на ближайшем соревновании. Кроме того, 52% тренеров указали, что цели подвергаются корректировке по следующим причинам: травма спортсмена, не достаточно разучены элементы программы, низкий уровень исполнения программы, малая результативность спортсмена. 48% тренеров не сомневаются в том, что цели не должны подвергаться корректировки. Для этой группы тренеров отход от первоначальной цели не возможен по причине отсутствия желания признавать не возможность реализации цели в данный период или неумения быстро перегруппировывать цели в зависимости от условий.

86% опрошенных тренеров при постановке цели чаще прибегают к результативным целям. В качестве объяснения причин этого ими были указаны: привлечение зрителей; результативные цели позволяют увидеть результат и осуществить коррекцию целей; результат есть показатель достижения цели иначе незачем тренироваться. Результативные цели выполняют функцию продвижения к определенным результатам. Однако цели не могут быть направленны только на результат. 9% осознают необходимость применения в своей деятельности чаще процессуальных целей. В качестве основной причины этого тренерами было отмечено, что понимание технологии приводит к результату и результативности. Наиболее эффективным является сочетание результативных и процессуальных целей. 5% респондентов в своей практике применяют и результативные и процессуальные цели. Необходимость применения этих целей они объясняют возрастными особенностями спортсменов, степенью их одаренности, формированием мотивации на разных этапах многолетней подготовки.

Методы постановки цели очень разнообразны, что дает возможность их выбора в соответствии с этапом спортивной подготовки, предстоящих соревнований и т.д. Однако, 100% респондентов, в качестве методов постановки целей, указали словесный и наглядный метод. Что свидетельствует об отсутствии знания технологии целеполагания.

Итак, анализ ответов тренеров – преподавателей, позволяет заключить, что их представления о методах постановки и реализации целей спортивной деятельности является не достаточным. В связи с этим, дальнейшей задачей для себя мы видим организацию и проведение тренинговых занятий с тренерами по формированию навыков целеполагания.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Социальные комментарии Cackle