Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука, Образование

Автор: Бучин И.В.

Анализ правосознания и правопослушности у студентов вуза физической культуры

В условиях вуза физической культуры правовое воспитание является важнейшим компонентом целостного процесса формирования личности, адекватно осознающей свои обязанности перед обществом, положительно использующей свой творческий потенциал в своей профессиональной деятельности.

Недостаточный уровень развитие духовности у значительной части молодежи, тенденция мировоззренческой деградации личности, наличие определенных ошибок в руководстве страной, правовой нигилизм, пассивность правоохранительных органов и некоторые другие проблемы, потребовали переосмысления ряда положений правовой культуры, обоснования и разработки новых подходов в организации правового воспитания молодежи. Это в полной мере относится к правовому воспитанию студентов вузов физической культуры — будущих тренеров и педагогов.

Цель исследования. Определить содержание, основные пути и средства правового воспитания, формирования правовой культуры и правового самосознания студентов вузов физической культуры в условиях реформирования системы высшего профессионального образования.

Переход к образовательным стандартам 3-го поколения (выполнение принципов Болонского соглашения Россией) требует рассмотрения предпосылок внедрения принципов Болонского соглашения в высшее профессиональное образование в России, в том числе и в контексте правового воспитания студентов.

Организация исследования

Исследование было проведено среди студентов младших и старших курсов заочного факультета СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта. Данные исследования осуществлялись в качестве включенных в процесс совершенствования методики преподавания гуманитарных и социально-экономических, специальных спортивных дисциплин, в условиях многократного пересмотра и корректировки учебных программ и структурно-логической схемы организации физкультурного образования.

Проводимая работа совпала с осуществлением реформы в области высшего образования в период перехода на принципы Болонского соглашения.

Правовое воспитание рассматривалось как система, компонентами которой являлись: передача и усвоение определенного комплекса знаний из правового минимума; формирование соответствующих убеждений в виде устойчивого эмоционально окрашенного отношения к правовым ценностям, государственным законам; выработка привычек поведения в духе требований законов; выработка умений ориентироваться в правовом поле, различать правовое поведение от не правового. Системообразующим фактором в такой системе мы видели формирование правового сознания и поведения. В качестве механизма обратной связи использовались показатели самооценок обучаемых своего отношения к нормативно-правовым актам, конституционным положениям, а также реальный фактический материал об успехах в учебе при прохождении программного материала по дисциплине «Правоведение» и «Социальная педагогика» (как элемент реализации непрерывности правового образования), практические показатели в учебной дисциплине.

В рамках сформулированной цели исследования было проведено анкетирование студентов заочного отделения СПбГУФК им. П.Ф, Лесгафта (всего 91 чел, 40 — студенты 1-го курса; 51 — 5-го курса). Данные материалы составили содержание констатирующего эксперимента — определение уровня правового воспитания студентов вуза физической культуры и их психологической устойчивости.

Построение непрерывной образовательной кривой, реализующий принцип личностно-ориентированного обучения необходимо начинать с анализа уровня знаний студентов по изучаемому предмету, в нашем случае, с анализа правосознания обучаемых.

Со студентами 1 и 5 курсов СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта был проведен эксперимент по самооценке (в 100% шкале) отношения к ряду правовых ценностей, знаний в различных отраслях права с целью выявления уровня правосознания и правопослушности.

В таблице 1 представлены средние баллы самооценки правопослушности

Таблица 1 
Средние баллы самооценки правопослушности


№ п/п
Описание показателя Средний балл X ± m P
1а<0.05
1 курс 5 курс  
1. самооценка правовых знаний 52,0±9,4 73,7±6,7 +
2. справедливость законов 45,5±7,2 50,1±8,1 -
3. нарушение закона безнравственно 90,4±6,2 88,1±4,9 -
4. неотвратимость наказания 31,4±7.2 52,4±9,2 +
5. необходимость знания законов 92,2±6,6 93,4±5,9 -
6. правовое сознание - общая культура 35,8±7,3 48,4±6,6 +
7. недостатки законодательства 67,1±8,3 57,9±6,8 -
8. допустимость беззакония 40,1±8,2 32,4±7,7 -
9. знания в области права связаны с изучением дисциплины «Правоведение» 38,4±8,5 32,4±5,3 -
10. знания в области права связаны с деятельностью деканата и кураторов групп 12,4±3,6 11,9±5,2 -
11. знания в области права связаны со средства­ми массовой информации 52,7±6,2 64,1±5,9 +
12. знания Конституции РФ 10,1±3,3 14,2±3,8 -
13. знания уголовного права 5,4±2,6 17,2±4,4 +
14. знание гражданского права 39,3±9,0 61,2±8,9  
15. знания норм права необходимы для того, чтобы соблюдать их 77,5±6,9 76,4±7,1 -
16. знания норм права необходимы для того, чтобы обходить их 25,7±6,1 22,4±5,4 -
17. знания законов необходимы в трудовой деятельности 84,1±7,3 88,5±7,6 -
18. знания законов будут больше необходимы в личной жизни 50,3±5,6 45,4±7,2 -
19. допускаете ли Вы при определенных условиях нарушение законов с вашей стороны 28,8±2,5 19,5±1,8 +
20. спортсмены наиболее склоны к нарушениям закона 31,6±2,8 16,6±1,2 +
21. тренер должен заниматься правовым воспи танием спортсменов 1,15±0,29 2,94±0,14 +
22. правовые знания 3,62±0,07 3,98±0,15 +
23. оценка по "Правоведению" 3,62±0,07 3,19±0,13  
24. оценка по "Социальной педагогике" - 3,94±0,18  
25. экспертная оценка дисциплинированности 3,14±0,16 3,48±0,21 +
26. количество взысканий 2,04±0,18 1,26±0,11 +

 

В последнем столбце таблицы представлены расчеты вероятности наличия статистически значимых отличий по уровню значимости 0,95: 
«+» — статистические отличия обнаружены; 
«—» — статистические отличия не обнаружены.

Обсуждение полученных результатов

Как непосредственно следует из таблицы, самооценка правовых знаний студентов значительно выросла. Мы считаем это совершенно естественным, так как к пятому курсу произошло не только биологическое взросление респондента, но и практическое завершение процесса обучения, а как мы показали в предыдущем параграфе, правовое образование осуществляется практически во всех дисциплинах теоретического плана.

Веры в справедливость (совершенство) законов нет. На первом курсе — это, скорее всего, юношеский максимализм, то к пятому курсу это более или менее знание законов и анализ их полноты и совершенства.

Если студенты 1-го курса мало верят в неотвратимость наказания (31,4±7.2), то к пятому курсу эта уверенность статистически значимо возрастает (52,4±9,2).

Перевод от процентной оценки к бальной оценке осуществляется достаточно просто: 5 баллов соответствует 100%..

Тогда самооценка правовых знаний студентами 5 курса соответствует по 5-ти бальной шкале 3,68±0,34 баллам, что выше реальной оценки за знания правовых норм, выставленной нами в ходе эксперимента (3,98±0,15), и ниже оценки полученной на экзамене по «Социальной педагогике», но выше оценки по «Правоведению».

На наш взгляд это связано с тем, что постоянное взаимодействие студентов 5-го курса с реальной жизнью (многие из них уже работают, женаты, и им постоянно приходится сталкиваться с вопросами права в различных его проявлениях). Поэтому их отношение к себе более критично. На наш взгляд это означает следующее: возможно на старших курсах следует ввести интегральный экзамен по правоведению, проверяющий знания по различным вопросам права, полученным и при изучении других дисциплин. Так как контроль и коррекция знаний способствует их закреплению.

Правовые знания, полученные при изучении дисциплины «Правоведение», не в полной мере используются студентами в трудовой деятельности, повседневной жизни, что не способствует превращению этих знаний в убеждения и устойчивые привычки правопослушного поведения. Недостаточно эффективно используются такие мощные средства и формы правового воспитания, как: участие студентов в обсуждении проступков своих товарищей; взвешенная, продуманная дисциплинарная практика, одним из важнейших принципов которой является то, что ни одно нарушение не должно остаться без воздействия и любое проявление разумной инициативы, усердия и старания не должно быть незамеченным; весь уклад жизни и деятельности студентов должен соответствовать требованиям нормативно-правовых актов; личный пример преподавателей и кураторов групп.

Знания Конституции РФ оцениваются студентами 5 курса в (14,2±3,8)% из 100%, студентами 1 курса соответственно в (10,1±3,3)%.

В то же время, знания гражданского и уголовного права, по мнению студентов, имеют большее практическое значение в жизни и дальнейшей трудовой деятельности, чем знания Конституции РФ; во-вторых, недостаточно активно проводится пропаганда требований Конституции РФ как основного закона государства; в-третьих, в основном студенты нейтрально относятся к Конституции РФ в целом, а это связано с тем, что ее положения, определяющие права и обязанности граждан, не всегда находят воплощение в реальной жизни и только декларируются.

Относительно высокая самооценка своих знаний в области правоведения показывает заинтересованность студентов в изучении вопросов, касающихся их собственных прав и льгот, и потребности знания механизмов их реализации (право на жилище и жилищные льготы, различные компенсационные выплаты и пособия на ребенка и т.д.). Учитывая это, понятен их интерес к правовым нормам.

Знание определенных тонкостей и деталей, например, касающихся превышения пределов необходимой обороны (этот вопрос волнует студентов, изучающих единоборства), позволит при определенных условиях избежать уголовной ответственности. Отсюда повышенный интерес к уголовному праву.

Представления о справедливости законов соответствуют условной самооценке (45,5±7,2)% на 1-м курсе (50,1±8,1)на пятом. Столь низкая оценка справедливости законов приводит к тому, что многие студенты высказывают сомнения в справедливости тезиса о неотвратимости наказания за нарушение закона (31,4±7.2; 52,4±9,2)% и допускают возможность при определённых обстоятельствах нарушение закона со своей стороны (28,8±2,5; 19,5±1,8)%.

Окружающая действительность подталкивает их к такому выводу. Телевидение, печать, практически ежедневно, представляют информацию о преступлениях, совершенных должностными лицами, обличенными большой властью, однако, которые не только не привлекаются к ответственности, в отношении них даже не возбуждаются уголовные дела, а порой, напротив, их действия представляются как благо для России. Раскрываемость преступлений постоянно падает, а латентная преступность постоянно растет. Например, дача и получение взятки, вымогательство, коммерческий подкуп и некоторые другие преступления, встречаются практически на каждом шагу, но информация об их совершении относительно редко доходит до соответствующих государственных органов и должностных лиц. Возможно, некоторые студенты сталкивались с такими преступлениями и с безнаказанностью за их совершение. У части студентов, особенно на младших курсах, несправедливость законов ассоциируется с безнаказанностью: не может быть справедливым закон, который выполняется не всеми. С другой стороны, если закон несправедливый, ущемляет естественные, неотъемлемые права человека, то за его нарушение не должно следовать наказание и соответственно допускается сама возможность нарушения такого закона.

Подавляющее большинство студентов отрицают допустимость беззакония и как не урегулирование отдельных отношений в обществе нормами права (67,1±8,3 — 1 курс; 57,9±6,8 — 5 курс)%, и как несоблюдение, нарушение законов отдельными гражданами, должностными лицами, государственными органами (40,1±8,2; 32,4±7,7)%. Это говорит о понимании студентами сущности права, его роли и значении в общественной жизни. Право представляется как регулятор общественных отношений, как совокупность норм, то есть правил поведения, установленных государством и обязательных для исполнения всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами и общественными организациями.

Основная масса студентов утвердительно решила вопрос о безнравственности нарушения закона (90,4±6,2 — 1 курс; 88,1±4,9 — 5 курс)%.

Нормы права выражают волю большинства граждан общества, так как законы принимаются представительными органами государственной власти, которые представляют интересы населения страны, а значит нормы права, закрепленные в законе, есть воля народа, общепринятые правила поведения и соответственно их соблюдение и выполнение отвечает требованиям морали и нравственности, преобладающим в данном обществе.

Стремление к соблюдению норм права объясняется тем, что большинство студентов согласны со справедливостью законов, и законопослушность для них является нравственной ценностью, а возможность наказания за нарушение требований правовых норм является сдерживающим фактором. У части студентов, обладающих достаточно высокой общей культурой, полученные правовые знания переросли в убеждения и устойчивые привычки правопослушного поведения. Качественные изменения отношения к жизни происходит у большинства студентов старшекурсников после прохождения педагогической практики в школах. Они начинают осознавать себя педагогами, тренерами и, следовательно, начинают понимать, какая на них ложится ответственность в деле воспитания подрастающего поколения.

В тоже время, у некоторых студентов 5 курса в процессе изучения правовых норм, как в учебной дисциплине «Правоведение», так и смежных дисциплин «Менеджмент», «Социальная педагогика», «Социология» и некоторых других, сложилось представление о существенных пробелах в законодательстве. Отдельные отношения в обществе не урегулированы нормами права, встречаются неоднозначности и противоречия при анализе отдельных правовых норм, что позволяет их по-разному понимать и толковать в зависимости от ситуации, а это является предпосылкой обхода требований закона в угоду своим частнособственническим, корыстным интересам, причем, не нарушая их, а значит, избегая наказания.

Практически все студенты согласны с тезисом о том, что знания норм права являются насущной потребностью, необходимой для дальнейшей трудовой деятельности (84,1±7,3 — 1 курс; 88,5±7,6 — 5 курс).

Основная масса студентов не согласились с тезисом о том, что студентыспортсмены, в силу своих психологических особенностей (стремление быть первым, лидером, а порой гипертрофированное чувство превосходства; уверенность в своих силах, в способности решать практически любые задачи; настойчивость в достижении поставленной цели любыми средствами и способами) и физической подготовленности, являются категорией наиболее склонной к нарушениям дисциплины или требований закона (31,6±2,8 — 1 курс; 16,6±1,2 — 5 курс)%.

Говоря о правосознании, тем более о правовой культуре, важно оценивать не только уровень необходимых правовых знаний, но также и наличие соответствующих убеждений, то есть проявление интериоризации знаний правовых норм, законов, нормативно-правовых актов в сфере будущей деятельности (физическая культура), превращение их в прочные мотивы поведения. Вопрос в том, что студент должен следовать требованиям нормативных актов не из страха наказания, а повинуясь глубокому внутреннему чувству правосознания.

Анализ опроса позволяет рассматривать студента и как объект правового воспитания, и как субъект деятельности. Формирование у студентов моральнопсихологических и профессиональных качеств может быть успешным только на базе глубокого понимания того, что основы личности составляют такие критерии воспитанности, как ответственность, чувство долга, самосознание, принципиальность, умение давать оценку своему поведению и т.д.

Формирование правового сознания сложный процесс, который включает в себя как правильное отражение окружающего нас внешнего мира, так и возможность заблуждений, ошибок.

Предложения.

Вычисление корреляционной матрицы показателей, представленных в таблице 1 и учет только статистически значимых связей (положительных и отличных от нуля с вероятностью 0,95) позволяет нам предложить модель правосознания студента (рис. 1), в которой представлены только статистически значимые компоненты. Поскольку данные компоненты относятся преимущественно к области убеждений, можно полагать, что общее правосознание определяет также и ценностно-правовые ориентации в области физической культуры и спорта.

Ценностно-правовые, нормативные компоненты студента вуза физической культуры

Рис. 1. Ценностно-правовые, нормативные компоненты студента вуза физической культуры

Учитывая изложенные выше сведения мы попытались выразить структуру правосознания студента в виде определенной схемы, включающей в себя: информационные аспекты правосознания (знания основных положений конституции, законов, наиболее важных правовых норм, гражданского права, нормативно-правовых актов и др.); правовые убеждения (веру в справедливость законов, уважение их, понимание правовых норм, как нравственных, стремление к познанию законов и др.); проявление правовой активности (стремление к недопустимости беззакония, требование неотвратимости наказания, активность в защите правопорядка и др.) (рис. 2).

Структурные компоненты правосознания студента вуза физической культуры

Рис. 2. Структурные компоненты правосознания студента вуза физической культуры

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle