Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Лыжные гонки

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Наумова Вера Ильинична, Сурнин Дмитрий Игоревич

Анализ подготовки квалифицированных лыжников-гонщиков в подготовительном периоде

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена тем, что для современного спорта характерны высокие требования к качеству построения тренировочного процесса и эффективности его реализации в условиях соревновательной деятельности. Известно, что с ростом квалификации спортсменов повышается значимость основного соревновательного упражнения, как специального и интенсивного средства тренировки. Наибольшее внимание в специальной подготовке обращается на движения, структурно сходные по координации с основным соревновательным упражнением. Целью исследования является повышение эффективности специальной подготовки квалифицированных лыжников-гонщиков в подготовительном периоде на основе оптимального применения лыжероллеров в передвижении классическими и коньковыми ходами. В исследовании приняло участие 70 спортсменов, которые были разделены на контрольную и экспериментальную группы соответственно. В статье представлен анализ результатов отражающий внедрение в учебно-тренировочный процесс авторской методики.

Ключевые слова: лыжные гонки, подготовительный период подготовки, специальная физическая подготовка, лыжероллерная подготовка, чередования средств специальной физической подготовки.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.08.102.p170-175

ANALYSIS OF PREPARATION OF THE QUALIFIED SKIERS IN THE PREPARATORY PERIOD

Dmitry Igorevich Surnin, the senior lecturer, Vera Ilinichna Naumova, the assistant, Volga State University of Service , Togliatti

Annotation

The relevance of the study due to the fact that modern sport is characterized by high demands to the quality of the training process construction and the effectiveness of its implementation in terms of the competitive activity . It is known that with the increase of the athletes' qualification the importance of the main competitive exercise, as a special and intensive training facility, is raised. The greatest attention is drawn to the special training of the movements, structurally similar by coordination to the main competitive exercise. The aim of the study is to improve the efficiency of the special training of skilled skiers in the preparatory period based on the best use of roller skis in the movement of classical and ridged moves. The study involved 70 athletes who were divided into the control and experimental groups, respectively . The article presents the analysis of the results reflecting the introduction into the training process the author's techniques.

Keywords: cross-country skiing, preparatory period of training, physical training , roller training, rotation of the means of special training.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время специальная подготовка приобретает все большее значение в лыжных гонках в связи с усложнением профилей лыжных трасс, увеличением скоростей, появлением спринтерских дистанций, частым применением массовых стартов с целью увеличения зрелищности общего старта. Эффективность специальной подготовки, смещение акцента в тренировке на оперативное подведение к каждому соревнованию является одним из основных факторов соревновательной деятельности лыжника-гонщика [4].

В работах А.Г. Баталова отмечается, что учет соотношения и чередования видов специальной подготовки в построении учебно-тренировочного процесса на современных соревновательных трассах повышает его эффективность и является одним из факторов достижения высоких результатов [1, 4]. Ранее проведенными исследованиями доказано, что специальные упражнения, близкие по своей структуре к основному двигательному действию, оказывают наибольшее воздействие как на техническую, так и на функциональную подготовку спортсменов. Исходя из всего вышесказанного, проблемой исследования является поиск новых путей повышения работоспособности спортсменов, в частности, за счет специальных упражнений, необходимых в целях роста спортивных достижений лыжников-гонщиков.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследования были организованы на базе СДЮШОР №1 г. Тольятти, а также в условиях учебно-тренировочных сборов и включали в себя анализ анкет, дневников и литературных источников, практической работы тренеров, педагогические наблюдения, изучение документации. Эта работа была направлена на разработку и внедрение методики подготовки квалифицированных лыжников-гонщиков с учетом ведущих факторов специальной подготовленности спортсменов, определение тестов оценки лыжероллерной подготовленности на этапах бесснежного периода [4].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

С целью решения основной задачи исследования, были сформированы две группы. При относительно равном объеме и интенсивности тренировочный процесс для этих групп отличался лишь в различном соотношении и чередовании средств специальной подготовки, на различных этапах бесснежного периода.

Необходимо отметить, что в учебно-тренировочном процессе исходный уровень показателей развития общей физической подготовленности у спортсменов обеих групп был примерно одинаковым (табл. 1).

Таблица 1

Показатели общей физической подготовленности квалифицированных лыжников-гонщиков (Х±?)

№ п/п

Показатели

До эксперимента

После эксперимента

ЭГ

КГ

Р

ЭГ

КГ

Р

1

10 - скок (м)

25,05±2,25

25,13±2,09

>0,05

25,43+2,5

25,41±2,1

>0,05

2

Прыжок типа тройного 50 м (кол-во)

19,7±1,24

19,1±1,35

>0,05

18,2±1,5

18,0±1,4

>0,05

3

Приседание за 30 с (кол-во)

28,4±3,85

27,8±3,42

>0,05

29,0±3,7

28,5±3,5

>0,05

4

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во)

54,6±3,16

53,6±3,9

>0,05

54,8±3,8

54,1±2,4

>0,05

5

Подтягивание на перекладине (кол-во)

18,4±2,47

21,9±2,31

<0,05

19,9±1,8

21,3=1,9

<0,05

6

Кросс 1000 м (с)

173,33±6,54

168,2±7,86

>0,05

165,4±3,9

166,1±4,3

>0,05

Как следует из таблицы 1 в результате проведения эксперимента прирост показателей произошел в обеих группах, однако прирост некоторых показателей был недостоверен. Значимый прирост показателей произошел по такому контрольному упражнению как кросс 1000 метров, где время преодоления дистанции уменьшилось в ЭГ на 8 секунд, по сравнению с 2 секундами в КГ. В остальных упражнениях прирост был, не стол значим. Различия между тренировочными программами состояли в том, что у спортсменов ЭГ группы применялись специфические средства воздействия не только на отстающие и ведущие компоненты специальной выносливости, но и упражнения на развитие отдельных групп мышц. При этом тренировочные программы были ориентированы на работу, приближенную к соревновательной. Учебно-тренировочные занятия проводились на трассах с подъемами различной длины и крутизны, позволяющие контролировать темп выполнения упражнений и ЧСС. Лыжники-гонщики КГ группы выполняли тренировочную нагрузку в соответствии с планами СДЮШОР.

В подготовительном периоде общая тренировочная направленность предусматривала последовательное развитие функциональных возможностей, разностороннюю физическую подготовку, повышение уровня специальной и общей тренированности.

На этапе общей подготовки применялись в основном равномерный (31%) и переменный (28%) методы, которые оптимально обеспечивают постепенный рост тренированности. В этот период использовались следующие средства, направленные на развитие специальной выносливости: бег, имитация в подъемы, лыжероллеры, кросс.

На первом и втором этапах специальной подготовки подготовительного периода основным направлением было максимальное сближение тренировочного и соревновательного характера двигательной деятельности.

Последнее определило увеличение значимости лыжероллерной подготовки. В этот период тренировки осуществлялось дальнейшее повышение объема и интенсивности специальной нагрузки. В соответствии с этим основными методами тренировки выступают: переменный (28%), интервальный (11%), повторный (10%) и контрольный (8%).

Используемые средства: передвижение на лыжероллерах классическими и коньковыми ходами по средне- и сильнопересеченной местности, имитация в подъемы различной длины и крутизны.

Спортсмены обеих групп существенно не отличались по исходным показателям специальной подготовленности. До начала проведения педагогического эксперимента в уровне их спортивно-технической подготовленности существенных различий выявлено не было. Особое внимание в экспериментальной группе на этом этапе уделялось совершенствованию коньковых способов передвижения, особенно одношажному коньковому ходу, развитию локальной силовой и скоростной выносливости и т. д.

Таблица 2

Показатели развития силовой выносливости квалифицированных лыжников-гонщиков (Х±?)

Тесты на лыжероллерах (с)

Начало эксперимента

Контрольный срез | Конец эксперимента

ЭГ

КГ?

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

Преодоление подъема 6-9° одновременным двухшажным коньковым ходом, 100 м

21,6+1,4

21,5+1,2

19,8+1,1

20,8+1,2

17,6±0,7

19,3±0,8

Передвижение без помощи рук в подъем 3-4°, 100 м

44,0+1,5

45,1+1,5

42,0+1,5

43,1+1,6

40,4±1,3

43,1±1,5

Передвижение с помощью одних рук в подъем 5°

48,7+1,4

48,9+1,6

46,3+1,5

47,4+1,5

45,3±1,5

46,5+1,6

Сравнивая показатели специальной подготовленности в конце педагогического эксперимента, следует отметить, что наибольший прирост изучаемых параметров специальной выносливости был достигнут в ЭГ, в КГ прирост был несущественным. Так, в показателях преодоления на лыжероллерах подъема 6-9° одновременным двухшажным коньковым ходом результаты ЭГ в конце эксперимента улучшились на 4,0 с, КГ на 2,2 с.

В показателях передвижения на лыжероллерах без помощи рук в подъем 3-40 , результаты улучшились в ЭГ на 3,6 сек., а в КГ 2 сек. соответственно.

В выполнении третьего упражнения - передвижение с помощью одних рук в подъем 5о, результаты после проведения эксперимента были следующими: прирост в ЭГ составил 3,4 секунда; прирост результатов в КГ составил 2,4 секунды. Таким образом, результаты развития силовой выносливости были выше у спортсменов экспериментальной группы. В контрольной группе прирост результатов также имел место, но был не столь значительным по сравнению с экспериментальной группой. В целом прирост результатов в экспериментальной группе был выше от 3,4 до 4,0 секунд, в сравнении с 2-2,4 секундами контрольной группы, то есть в два раза больше.

Таким образом, более высокие результаты показали лыжники-гонщики экспериментальной группы, которые больше времени (63%) уделяли работе на длинных подъемах, это объясняется более высокими показателями их аэробной и анаэробной производительности, следовательно, второй вариант рельефа тренировочной дистанции на данном этапе подготовки способствует лучшему развитию как аэробных, так и анаэробных источников энергообеспечения.

Результаты исследований скоростной выносливости также свидетельствуют, что наибольшие положительные сдвиги специальной подготовленности обнаружены в ЭГ по сравнению с КГ (табл.3). Так, на начало эксперимента показатели обеих групп были примерно одинаковыми. В средине эксперимента, через год, результаты в обеих группах улучшились, но в экспериментальной они были выше, и их прирост составил 4,4 с, 1,2 с и 1,2 с, по сравнению с 2,1 с, 1,0 и 0,8 с, в КГ соответственно.

На конец исследования прирост результатов в экспериментальной группе был гораздо больше, нежели в контрольной группе. Это объясняется тем, что на этапе общей подготовки во всех группах ведущими были нагрузки на лыжероллерах, отличие же состояло в их процентном соотношении. В ЭГ нагрузка на лыжероллерах классическими и коньковыми ходами составила 80%, в КГ эти величины были ниже - 60%. На первом и втором этапах специальной подготовки в ЭГ ведущей стала нагрузка на лыжероллерах коньковыми ходами, в КГ повысилась доля бега и имитационной нагрузки до 50 и 70% соответственно.

Таблица 3

Показатели развития скоростной выносливости квалифицированных лыжников-гонщиков (Х±?)

Тесты на лыжероллерах (с)

Начало эксперимента

Контрольный срез

Конец эксперимента

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

Передвижение 500 м*10 по равнине

75,5+4,1

75,3+3,9

71,1+3,1

73,4+3,3

69,8±2,0

71,3±2,1

Передвижение без помощи рук по равнине, 100 м

16,9+1,5

16,6+1,2

15,7+0,8

15,6+0,7

14,8±0,6

15,5±0,7

Передвижение с помощью одних рук по равнине, 100 м

18,5+1,1

18,6+1,2

17,3+0,7

17,8+0,7

16,7± 0,8

17,3+0,9

В результате проведения эксперимента, спортсмены ЭГ сумели реализовать свой более высокий потенциал развития специальной выносливости, что нашло отражение в результатах на дистанциях 10 и 15 км. Различия в группах имеют достоверный характер при уровне значимости (табл.4).

Таблица 4

Показатели развития специальной выносливости квалифицированных лыжников-гонщиков (Х±?)

Результаты выступления на соревнованиях

Начало эксперимента

Контрольный срез

Конец эксперимента

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

Результат на дистанции 10 км

943,3+9,2

937,3+8,4

908,2±2,1

909,0±13,3

879,2±12,8

899,2±2,2

Результат на дистанции 15 км

3139,0+31,0

3133,0+28,4

3003,6±23,4

3010,4±25,4

2910,3+21,6

2990±25,3

Сравнительный анализ данных тестирования, полученных при исходных контрольных испытаниях и в конце педагогического эксперимента, показал, что в обеих группах все показатели специальной выносливости улучшились. Однако улучшение показателей специальной подготовленности у лыжников-гонщиков ЭГ было более значительным по сравнению со спортсменами КГ. Рост показателей специальной выносливости и спортивно-технических результатов на дистанциях 10 и 15 км произошел на фоне незначительного улучшения показателей общей физической подготовленности.

Анализ данных тестирования и результатов на дистанции 10 и 15 км в конце педагогического эксперимента показал, что лыжники-гонщики ЭГ, по сравнению с КГ, имеют более высокий уровень специальной подготовленности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Баталов, А. Г. Нормирование интенсивности тренировочных нагрузок в лыжных гонках: методические разработки / А.Г. Баталов. - М. : Физическая культура и спорт, 1991. - 96 с.
  2. Кондрашов, А. В. Лыжероллерная подготовка: Влияние коэффициента трения на скорость хода / А.В. Кондрашов, А.А. Бояринов // Теория и практика физической культуры. - 1992. - № 1. - С.24-25.
  3. Раменская, Т. И. Лыжный спорт: учебное пособие / Т. И. Раменская, А. Г. Баталов. - М. : Физическая культура, 2004. - 224 с.
  4. Тимофеев, М. Ю. Построение тренировочного процесса квалифицированных лыхжников-гонщиков в бесснежном периоде с применением лыжероллеров : дисс. канд. пед. наук / М.Ю. Тимофеев. - СПб., 2002. - 151 с.

REFERENCES

  1. Batalov, A.G. (1991), Normalization of the intensity of training loads in ski racing: methodological developments, publishing house "Physical Training and Sports" Moscow
  2. Kondrashov, A.V. (1992), "Roller Ski Training: The influence of the coefficient of friction on the speed", Theory and Practice of Physical Culture, No. 1, pp. 24-25
  3. Ramenskaya, T.I. (2004), Cross-country: the manual, publishing house "Physical Training and Sports" Moscow
  4. Timofeev, M.Y. (2002), Creation of training process of the qualified skiers-racers in the snowless period with application of roller skis, dissertation, St.-Petersburg.

Контактная информация: surnindima@gmail.com

Статья поступила в редакцию 31.08.2013.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Социальные комментарии Cackle