Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

01 Января 2016

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука, Образование

Автор: Багадирова Сусанна Кимовна

Анализ ошибок спортсменов возникающих при постановке и реализации целей деятельности

В научных дисциплинах, занимающихся проблемой подготовки спортсменов, сложилась традиция, постановки цели деятельности как тактического или стратегического механизма управления деятельностью спортсменов. Формируемый в ходе постановки цели образ – цель дает спортсмену представление о том, какие психические и физические ресурсы, необходимые для ее достижения. Непосредственно процесс постановки цели представляет собой выбор одной или нескольких целей, определяющих осмысленность деятельности, а также выбор тех средств и методов, необходимых для ее реализации. На наш взгляд, высокий уровень сформированности у спортсмена навыков постановки цели деятельности, обеспечивает устойчивость мотивов деятельности, повышает уровень уверенности в себе спортсмена, способствует более четкой регуляции деятельности и принятия решения, что определяет его результативность [1].

Тем не менее, не смотря на однозначную значимость постановки цели в регуляции деятельности спортсмена, данная проблема остается практически не изученной. На то есть свои объективные причины.

Справедливости ради следует сказать, что постановка целей представляет собой сложный когнитивный навык, развитие которого происходит не просто. К тому же, многолетние собственные наблюдения за учебно-тренировочным процессом показывают, что отсутствует практика обучения целеполаганию. Следствием этого является то, что в ходе постановки цели, спортсмены допускают много ошибок. Например, «…спортсмен ставит глобальную цель стать Олимпийским чемпионом. Однако, в отличие от более мелких, специфических целей, глобальные цели определяются по небольшому числу параметров и не могут быть для спортсменов четким ориентиром. Соответственно, имея в качестве цели Олимпийское чемпионство, спортсмен, попадая в соревновательную ситуацию, и не имея в своем арсенале более мелких тактических целей, не достигает тех результатов, которые позволили бы ему претендовать на звание чемпиона[2]».

Более того, нами, в ходе наблюдений многократно было отмечено, что сама ситуация постановки цели не отмечается спортсменами как проблемная ситуация, требующая анализа и решения. Зачастую формулирование целей воспринимается ими как некий формальный элемент планирования. На наш взгляд, это приводит к большому количеству ошибок, и минимизирует усилия прилагаемые спортсменами.

В данной статье к обсуждению нами предлагаются основные ошибки, которые допускают спортсмены в планировании своей деятельности.

Первая ошибка – это неумение формулировать реальные цели. Спортсмен всегда хочется добиться многого, и ставит масштабные цели. Однако необходимо помнить, что цель должна быть достижимой, адекватной уровню развития его физических и психических характеристик, что зачастую не учитывается им при постановке целей.

Следующая ошибка – отсутствие конкретности в формулировании цели. К примеру, перед дзюдоистом стоит цель «усовершенствовать броски». Эту цель необходимо конкретизировать. Например, «усовершенствовать бросок, в борьбе стоя, переднюю подножку». В других видах спорта, при постановке цели следует ее конкретизировать, используя объективные данные, выражающиеся в секундах, километрах и т. д. Подобная конкретизация необходима для сужения внимания спортсмена на определенных действиях.

Постановка слишком большого количества целей, тоже является частой ошибкой. Желание быстро достичь результатов, заставляет спортсменов одновременно ставить большое количество целей, параллельное включение в достижение которых часто приводит к неудаче. Нам представляется, что спортсмен должен сосредоточиться на одной-двух целях, достижение которых реально в короткие сроки. Это будет способствовать достижению цели, и в тоже время будет содействовать поддержанию спортивной мотивации. Выбирая из большого количества одну-две цели, необходимо определить, какие цели являются наиболее важными, то есть те, которые должны быть достигнуты в первую очередь. Естественно, что на достижение этих целей должны быть направлены все ресурсы.

Еще одной ошибкой постановки целей является их противоречивость. Необходимо отметить, что практически все цели являются конфликтными, так как они конкурируют между собой за те ресурсы, которые доступны спортсмену. Опыт показывает, что на постановку противоречивых целей оказывает влияние стратегии достижения целей, сложившиеся у спортсменов в ходе многолетней подготовки в спорте. На наш взгляд, противоречивость целей преодолевается путем расстановки целевых приоритетов.

Установление временных рамок достижения цели, позволяет спортсмену понимать срочность реализации целей, избежать затягивания достижения цели. Следует периодически осуществлять «ревизию» целей. Это позволит контролировать временной континуум достижения цели.

Критерием достижения цели деятельности должен быть количественный или качественный показатель, дающий представление о ее достижении. Следовательно, чтобы спортсмен мог проконтролировать достижение цели, необходимо определить четкие критерии, указывающие на близость спортсмена к цели. Достижение цели должно быть измеримым посредством объективных показателей. К примеру, при подготовке к соревнованиям ориентиром является «количество упражнений в день», но если возникают факторы, препятствующие реализации задуманного (например, последствия травмы), можно снизить количество упражнений в день. Если спортсмен в этой ситуации испытывать чувство вины за то, что не смог достичь поставленной цели, то можно обратить его внимание на то количество упражнений, выполнение которых ему уже доступно.

В спорте часто случается так, что достижение цели в связи с объективными причинами не реально в определенные сроки. Следовательно, необходимо корректировать ранее поставленные цели. Возможно, сначала следует упростить, пересмотреть прежде поставленные цели, в соответствии со сложившейся ситуацией или соответственно уровню физического и психологического состояния спортсмена, а после стабилизации ситуации, ориентировать спортсмена в сторону усложнения цели, до того момента, когда она будет соответствовать первоначальной.

Не менее важной ошибкой спортсменов является потеря связи мотивации и цели деятельности. Основой для постановки цели является потребность человека, определяющая мотивацию его деятельности. Однако не редкими являются случаи, когда постановка цели осуществляется в отрыве от мотивов деятельности спортсменов. Часто случается так, что цель в ходе реализации деятельности может измениться так, что изначально поставленная цель может остаться только в планах, или сам спортсмен может отказаться от нее. Это приводит к утрате мотивов деятельности и отказу от цели. Кроме тог, потеря связи мотивация и цель возникает не случайно. Она может возникнуть тогда, когда цель в понимании спортсмена выглядит как наказание. Следовательно, мотивация достижения цели предстает перед спортсменом в негативном контексте, утрачивает свою привлекательность для него, что провоцирует полный отказ от нее.

Итак, представленный нами в данной работе анализ ошибок спортсменов возникающих при постановке и реализации целей деятельности, на наш взгляд, дает необходимую информацию для спортивных специалистов о тех ошибках, которые совершают спортсмены при планировании и организации собственной деятельности. Конечно же, в данной работе мы не претендуем на глубокий анализ ошибок спортсменов в постановке целей деятельности. Однако мы рассчитываем, что данная работа может, будет поводом задуматься спортсменам и специалистам, осуществляющим их подготовку, о необходимости целенаправленного формирования навыков целеполагания, с учетом выше обозначенных ошибок постановки целей деятельности спортсменами.

Список литературы:

  1. Багадирова С. К. Теоретический аспект построения модели целеполагания в процессе освоения спортсменами психологической структуры деятельности // Теория и практика физической культуры/С. К. Багадирова.- №8, 2015.-С. 75-77.
  2. Багадирова С. К. Применение тренинговых занятий в подготовке спортсменов как средство формирования навыков целеполагания// Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта»/С. К. Багадирова.- №1(131)-2016.- С.307-312.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle