Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Бакулев Сергей Евгеньевич, Павленко Антон Валерьевич

Анализ данных в группе детей-инвалидов с поражениями верхних конечностей, занимающихся тхэквондо

Организация исследования. Специализированная группа тхэквондо для реабилитации детей-инвалидов с поражением верхних конечностей была создана в сентябре 2003 года при содействии кафедры теории и методики бокса Санкт-Петербургского государственного университета физической культуры им. П.Ф. Лесгафта и Федерации физической культуры и спорта инвалидов Санкт-Петербурга. В указанной группе проводилось исследование, суть которого отражена ниже.

Объектом исследования являлся процесс психической и физической реабилитации средствами тхэквондо детей-инвалидов, имеющих различные формы поражений верхних конечностей.

Предметом исследования являлась методика психической и физической реабилитации вышеуказанной категории детей-инвалидов средствами спортивного единоборства тхэквондо. Методика в данном случае была призвана решать задачи оздоровления и реабилитации детей-инвалидов соответствующих нозологических групп, используя в качестве основы средства тхэквондо.

Гипотеза исследования: предполагалось, что, используя методику психической и физической реабилитации детей-инвалидов с поражениями верхних конечностей средствами тхэквондо, можно добиться положительных сдвигов в состоянии здоровья соответствующей группы занимающихся, обучить их доступным навыкам самозащиты и социально реабилитировать.

Целью исследования являлась разработка и испытание методики психической и физической реабилитации детей с различными формами поражений верхних конечностей и внедрение её в практическую деятельность.

Педагогический эксперимент проводился с использованием следующих групп тестов:

  1. тесты для исследования общей физической подготовленности занимающихся;
  2. тесты для исследования специальной физической подготовленности занимающихся;
  3. тесты для исследования уровня технической подготовленности занимающихся детей-инвалидов;
  4. тесты для определения психического состояния детей-инвалидов;
  5. тест для определения реакции сердечно-сосудистой системы на предлагаемую нагрузку.

Исследование проводилось в экспериментальной группе в течении трёх лет, в которой занимались дети-инвалиды 9-13 лет (всего 10 человек), имеющие поражения верхних конечностей. Это позволило получить динамику вышеуказанных показателей и сделать некоторые выводы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ВЫВОДЫ

Математическая обработка результатов исследования проводилась с помощью статистического пакета STATGRAPHICS Plus for Windows. Для обработки полученных при исследовании данных использовался способ проверки правдоподобия статистических гипотез для связанных выборок. Для оценки достоверности между такими выборками, имеющими, как показали статистические расчеты, нормальное распределение, используется: модифицированный t-критерий Стьюдента и непараметрические критерии знаков Z и знаковых рангов Вилкоксона. Были получены следующие результаты, часть которых отражена ниже.

Результаты тестирования психического состояния детей-инвалидов экспериментальной группы в начале исследования и по его окончании (тест Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина)

Наименование теста

Среднее значение

t

P

Начало исследования

Окончание исследования

X±m

X±m

Реактивная тревожность

35,0±4,7

26,2±5,5

2,75

<0,05

Личная тревожность

48,2±6,1

42,1±6,5

1,54

>0,05


Результаты тестирования технической подготовленности детей-инвалидов экспериментальной группы в начале исследования и по его окончании

Наименование теста

Среднее значение

t

P

Начало исследования

Окончание исследования

X±m

X±m

Стойки, баллы

7,10±0,52

8,50±0,37

-4,88

<0,05

Удары ногами, баллы

6,20±0,56

7,50±0,37

-4,33

<0,05

Комбинации ударов ногами, баллы

5,90±0,52

7,40±0,36

-5,26

<0,05

 

Результаты тестирования общей физической подготовленности детей-инвалидов экспериментальной группы в начале исследования и по его окончании

Наименование теста

Среднее значение

t

P

Начало исследования

Окончание исследования

X±m

X±m

Бег, 30 м (с)

6,13±0,32

5,65±0,30

2,48

<0,05

Челночный бег, 3*10 м (с)

9,34±0,54

8,79±0,40

1,84

>0,05

Прыжок в длину с места, см

155,8±10,9

170,6±9,6

-2,31

<0,05

6-минутный бег, м

1013,0±74,3

1146,0±71,0

-2,93

<0,05

Шпагат, см

27,8±2,6

17,2±3,7

5,25

<0,05

Переход в положение сидя за 30 с, кол-во раз

21,4±1,7

26,9±3,3

-3,37

<0,05

 

Результаты тестирования общей физической подготовленности детей-инвалидов экспериментальной группы в начале исследования и по его окончании

Наименование теста

Среднее значение

t

P

Начало исследования

Окончание исследования

X±m

X±m

Боковой удар (10 раз), с

9,33±0,41

6,26±0,43

11,63

<0,05

Удар назад с поворотом (10 раз), с

19,36±1,2

17,1±0,9

3,36

<0,05

Поднимание бедра за 30 с, кол-во раз

49,7±1,8

65,2±4,5

-7,17

<0,05


Данные таблицы 1 указывают на то, что показатели реактивной тревожности в экспериментальной группе достоверно снизились, в то время как снижение показателей личной тревожности не подтверждается.

Математическая обработка результатов технической подготовленности детей-инвалидов экспериментальной группы позволяет сделать вывод о возможности освоения ими разделов тхэквондо, связанных с техническими действиями ногами. Результаты в тестах на техническую подготовленность достоверно возросли за время исследования.

Данные таблицы 3 показывают, что у детей с ограниченными возможностями, занимавшихся в экспериментальной группе, за время исследования достоверно возросли показатели общей физической подготовленности (скоростные, скоростно-силовые, выносливости, гибкости, силы), кроме координационных показателей.

Данные таблицы 4 указывают на то, что показатели специальной физической подготовленности у детей экспериментальной группы достоверно возросли за время исследования.

Всё вышесказанное позволяет сделать предварительный вывод о возможности использования средств тхэквондо в качестве основы методики психической и физической реабилитации детей с ограниченными возможностями.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вихрук, Т.И. Основы тератологии и наследственной патологии : учеб. пособие для студ. высш. и сред. проф. учеб. заведений по спец. 022500 -«Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (АФК) / Т.И. Вихрук, В.А. Лисовский, Е.Б. Сологуб. - М. : Сов. спорт, 2001. - 204 с. : ил.
  2. Курдыбайло, С.Ф. Обоснование двигательных режимов и критериев врачебного контроля для инвалидов после ампутации верхних конечностей / С.Ф. Курдыбайло // Теория и практика физ. культуры. - 1990. - № 9. - С. 62.
  3. Садовски, Е. Теоретико-методические основы тренировки и контроля координационных способностей в восточных единоборствах (на примере таэквондо и кикбоксинга) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Е. Садовски ; Акад.физ. воспитания Ю. Пилсудского в Варшаве. - М., 2000. - 39 с.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle