Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Образование, Спортивная наука

Автор: Купавцев Тимофей Сергеевич

Акмеологические основы профессионального образования в вузе МВД России

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы совершенствования профессиональной подготовки курсантов в вузах МВД России на основе развития у обучаемых личностно-профессиональных качеств, умений и навыков самообразования, самовоспитания, саморазвития и самосовершенствования.

Ключевые слова: вузы МВД России, педагогический процесс, профессиональная подготовка, саморазвитие, самосовершенствование.

Состояние образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, образование в последнее время стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности; огромные достижения в этой области легли в основу грандиозных социальных и научно-технологических преобразований. С другой стороны, расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования. И, наконец, в последние десятилетия в процессе поисков путей преодоления кризиса образования происходят радикальные изменения в этой сфере и формирование новой образовательной системы.

Неизбежность кардинальных изменений традиционных образовательных процессов, зафиксированная в «Кронбергской Декларации о будущем процессов приобретения и передачи знаний», предопределяет потребность в поиске новых подходов к проектированию образовательного процесса в вузе, гуманистических по своей сущности и максимально использующих ресурсы современного общества для развития когнитивных способностей личности [2].

Основными признаками общественных трансформаций, отражающих мировую тенденцию перехода от индустриального общества к обществу, основанному на знаниях, являются информатизация, интеллектуализация, инновационность, которые привели к усилению в социально-экономической жизни общества нестабильности, динамичности, нарастания дисбалансов и противоречий.

Развитие информационно-коммуникативных технологий способствовало нарастанию информации, становлению единого информационного пространства, изменению процессов распространения знаний - явлениям, обусловившим признание мировым сообществом человеческого потенциала основным социально-экономическим ресурсом. Изменение значимости знания актуализировало такие требования к специалисту, как профессионально-личностная компетентность, инновационная культура, способность к самоуправлению личностным знанием.

Отличительными характеристиками современного высшего образования являются:

- интенсивное использование в процессе обучения информационно-коммуникативных технологий, обеспечивающих равноправное приобретение и передачу знаний, свободный доступ к образовательным ресурсам, переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь» - важнейшей проблемы в условиях общества знаний;

- развитие социальных и эмоциональных способностей и навыков обучающихся, индивидуализация процесса приобретения и передачи знаний.

На фоне снижения значимости формализованных знаний особо востребованными становятся: способность к самообучению, социализация субъектов образовательного проекта в динамичной и неопределенной социальной и профессиональной средах, повышение собственной ответственности и активности в приобретении и передаче знаний. Соответственно, меняются акценты в деятельности преподавателя и в управлении образовательной системой высшей школы. В современных условиях при решении задач повышения уровня профессиональной подготовки особое внимание уделяется интеллектуальному, нравственному, культурному развитию, профессиональному росту и творческой самостоятельности будущего специалиста.

Являясь частью системы профессионального образования Российской Федерации, в системе профессиональной подготовки МВД России в настоящее время решаются аналогичные задачи, однако подготовка кадров юридического профиля для правоохранительных органов, в т. ч. для МВД России, характеризуется иными, чем в гражданских образовательных учреждениях, условиями и имеет свою специфику, которая выражается в следующем:

а) четко определенная сфера профессиональной деятельности специалистов-юристов;

б) прогнозируемая потребность в кадрах;

в) наличие целевого набора обучаемых и соответствующего распределения выпускников.

Современную ситуацию в правоохранительной сфере с позиции прогнозирования содержания профессионального образования в вузах МВД России можно охарактеризовать с учетом следующих позиций:

- значительное постоянное обновление массива законодательных актов, регулирующих деятельность правоохранительной системы, в которых предъявляются более высокие требования к уровню юридической подготовки сотрудников в области тех отраслей права, которые являются предметной областью их деятельности;

- проведение судебной и иных реформ, направленных на укрепление личных, гражданских, имущественных других прав и свобод граждан;

- увеличение масштабов различной «социальной патологии» (преступности, террористических проявлений, наркомании, различного рода социальных отклонений и т. д.) диктует необходимость существенных изменений форм и методов работы в правоохранительной системе;

- непрерывный рост «профессионализма» в преступной среде, появление новых видов правонарушений, связанных с использованием достижений научно-технического прогресса, значительное возрастание опасности экономической преступности предъявляют более высокие требования к уровню профессионализма, интеллектуальной и специальной подготовки кадров для правоохранительных органов.

В связи с этим заказчиком (органами внутренних дел) востребованы специалисты, обладающие специфическими юридическими знаниями, навыками и умениями в области профессиональной деятельности, комплексом необходимых профессионально-личностных качеств. Готовность сотрудника к систематическому постоянному творческому личностному и профессиональному самосовершенствованию в настоящее время расценивается как одна из ведущих характеристик квалифицированного специалиста.

Особенности современного развития системы органов внутренних дел (ОВД), критические оценки общества в адрес негативных явлений в поведении и деятельности отдельных сотрудников (непрофессионализм, коррупционные проявления, нарушение законности, отклонения от норм морали и т.д.) делают проблему профессиональной подготовки сотрудников особенно острой.

В этих условиях важнейшим направлением деятельности органов управления прохождением службы в ОВД, безусловно, должно стать совершенствование современной системы подготовки кадров. Развитие непрерывного образования, ориентация на более образованного, настроенного на обучение в течение всей службы сотрудника являются общемировой тенденцией в работе с персоналом. Современная ведомственная система подготовки кадров дает достаточно объективные критерии для эффективного и качественного выполнения сотрудником профессиональных задач, продвижения по служебной лестнице, ставя успешность карьеры в зависимость от приобретенных знаний, умений и навыков, желания постоянно их углублять и совершенствовать. Развитие такой системы должно осуществляться по пути совершенствования учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях, усиления комплексности обучения, непрерывности и интегративности процессов подготовки, усиления ее гуманизации.

Анализ положительного опыта юридической практики, современного состояния и тенденций развития правовой науки показывает, что содержание обучения сотрудников ОВД требует осуществлять профессиональную подготовку в вузах МВД России с учетом следующих основных положений:

а) ориентация профессионального образования в большей степени на специфику правоохранительной деятельности сотрудников МВД России;

б) придание системе профессиональной подготовки юристов в вузах МВД России гибкости в отношении содержания профессиональной подготовки;

в) распространение среди курсантов вузов МВД России гуманитарных, технических и иных знаний, способствующих повышению их общеобразовательного и культурного уровня;

г) удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;

д) формирование у курсантов умений и навыков самостоятельной организации своей учебной деятельности;

е) развитие у курсантов профессионально-психологического мышления, профессионально-психологической устойчивости для успешного выполнения предстоящих служебно-профессиональных задач;

ж) подготовка курсантов к действиям в различных экстремальных и опасных условиях, а также ряд других положений.

Успешность профессиональной деятельности сотрудника МВД России, безусловно, определяется его профессиональной компетентностью, которая отражает единство теоретической и практической готовности к предстоящей профессиональной деятельности. При этом интегральным показателем профессиональной компетентности выступает способность к личностно-профессиональному самосовершенствованию и развитию творческого потенциала личности [1]. В психолого-педагогической сфере выделено несколько видов профессиональной компетентности, наличие которых указывает на зрелость человека в профессиональной деятельности [3]:

- специальная компетентность - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

- социальная компетентность - умение осуществлять совместную профессиональную деятельность, сотрудничать, а также нести социальную ответственность за результаты своего труда;

- личностная компетентность - владение способами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

- индивидуальная компетентность - владение способами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессионально-личностному росту, самоорганизации.

Немаловажное значение в эффективности деятельности сотрудника МВД России играет развитость профессионально-личностных качеств. Структуру личностно-профессиональных качеств специалиста составляют:

- общие способности к профессиональной деятельности;

- характеристики ценностных ориентаций и мотивации достижений;

- потребность в саморазвитии;

- интеллектуальные качества и умения;

- профессиональные умения и навыки;

- конкретные личностно-деловые качества.

Движущей силой и источником профессионального саморазвития курсантов вузов МВД России является потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Наиболее существенными объективными причинами, порождающими эту потребность, являются объективные и разумные требования, предъявляемые организаторами профессионального образования от руководителей учебного заведения до преподавателей. Субъективным фактором достижения вершин служат потребности и мотивация профессиональной деятельности.

Учитывая специфику профессиональной деятельности сотрудника МВД России, наличие властных полномочий и наделение его правами применения мер принуждения, в учебно-воспитательном процессе вуза МВД России особо значимы высшие человеческие потребности - социальные и духовные, которые представляют собой источники самодвижения человека, потребности улучшения и совершенствования личностью самой себя.

В условиях цивилизованного общества познавательные потребности трансформируются в потребности обучения, самообразования и проходят стадии любознательности, направленного интереса, склонности, осознанного познания и самопознания, творческого поиска. На использовании познавательных потребностей (познавательного интереса) строятся современные образовательные технологии проблемного и развивающего обучения.

Из первичных потребностей синтезируются потребности в самоутверждении, которые выражаются в стремлении иметь в чем-то преимущество перед окружающими. Потребность в самоутверждении имеет относительный характер: соотносятся место, роль и значение собственной личности по сравнению с другими (стремление достичь успеха, одобрения, признания, уважения, авторитета и т. п.). У духовно развитой личности самоутверждение происходит на уровне самооценки и самоопределения -стремление быть лучше, уважать самого себя, быть уверенным в себе, своих силах и способностях. Но лишь на высшем уровне потребность в самоутверждении переходит в стремление к самосовершенствованию.

Потребность в самоопределении развивается на базе уже проявившихся потребностей в самовыражении. Это чисто духовная потребность, основанная на осознании личностью самой себя, своих возможностей, способностей.

Осознание своих способностей к какой-либо деятельности вызывает потребность в самореализации, т. е. потребность реализовать свой личностный потенциал, почувствовать себя творцом, хозяином своей жизни, ее обстоятельств. В процессе такой реализации выявляются новые способности.

Частным проявлением таких потребностей выступает потребность активной деятельности, самоактуализации как полного переживания жизни, постоянного выбора и все большей реализации своих возможностей. Механизмом самоактуализации потребностей является познание, испытание и реализация своих личностных возможностей. Он играет роль главного мотивационного фактора непрерывного самосовершенствования, творческой, созидательной деятельности человека. Чтобы личность могла самоактуализироваться, необходимо создать соответствующие условия: свободу воле-проявления, пространства творчества, социальный комфорт [4].

Итак, все высшие духовные потребности личности - в познании, самоутверждении, самовыражении, самоопределении, самоактуализации - это стремление к саморазвитию, направленное на улучшение личностью самой себя, т. е. самосовершенствование.

Важнейшая педагогическая задача учебно-воспитательного процесса состоит в использовании потребности самосовершенствования в саморазвитии личности курсантов. При этом следует иметь в виду, что мотивация учения значительно обогащается, если в ее основу положить не только и не столько познавательные потребности, а потребности нравственного характера (стать лучше, утвердиться и т.д.), подкрепленные сознательными усилиями воли.

Таким образом, в образовательном процессе ведущей мотивацией становится не познавательная и внешне сознательная, а внутренняя нравственно-волевая мотивация.

Профессорско-преподавательский состав вузов МВД России, вовлеченный в управление педагогическим процессом, самой логикой действительности поставлен перед необходимостью решать задачи, направленные на активизацию самосовершенствования курсантов [6]. К ним относятся:

- аналитико-рефлексивные - задачи анализа и рефлексии целостного педагогического процесса, его элементов, возникающих затруднений и т.д.;

- конструктивно-прогностические - задачи построения целостного педагогического процесса в соответствии с общей целью профессиональной подготовки кадров для ОВД, прогнозирования результатов и последствий принимаемых решений;

- организационно-деятельностные - задачи реализации различных вариантов педагогического процесса, сочетание многообразных видов педагогической деятельности, содействие расширению и повышению качества профессионального образования;

- оценочно-информационные - задачи по сбору, обработке и хранению информации о состоянии и перспективах развития педагогического процесса, его объективной оценки;

- коррекционно-регулирующие - задачи, связанные с коррекцией осуществления педагогического процесса, установления необходимых коммуникационных связей, их регуляции и поддержки.

Учитывая задачи активизации внутренней мотивации обучаемых на саморазвитие, учебно-воспитательный процесс в вузе МВД России необходимо рассматривать с позиции двух составляющих частей - внешней и внутренней. Внешняя часть являет собой собственно воспитательное и образовательное воздействие, его педагогическую организацию, действие с субъектом учения как с объектом. Вторая, внутренняя, часть процесса - это деятельность субъекта учения, которая происходит на внутриличност-ном уровне и представляет собой восприятие, определенную переработку и присвоение личностью внешних воздействий и превращение их в свои личностные качества. Причем интерпретацию этих воздействий, их оценку, решение об их сохранении, превращении в свои качества и применении их осуществляет сама личность. Это и есть процессы самоизменения, самоуправления, самовоспитания, самообучения, объединяющиеся в одном понятии - саморазвитие личности.

Саморазвитие как процесс управляемого самой личностью усвоения поступающей извне информации происходит в значительной мере на подсознательном, эмоционально регулируемом уровне. Педагогическая задача при этом состоит в том, чтобы помочь личности осознать происходящие процессы развития, вызвать их внутреннюю мотивацию, ставить цели своего развития, научить осознанно управлять ими. Эти действия называются самосовершенствованием.

Под личностно-профессиональным самосовершенствованием понимается процесс, обеспечивающий динамичность развития целостной системы деятельности посредством объективного самооценивания и оперативного устранения обнаружившихся личностных проблем и недостатков, негативно отражающихся на результатах деятельности, методами саморегуляции и самовоспитания [5].

Самосовершенствование личности - это процесс осознанного, управляемого личностью развития, в котором в субъектных целях и интересах личности целенаправленно формируются и развиваются ее личностные и профессиональные качества, мотивы, потребности и способности.

Самосовершенствование - процесс интеллектуальный, т. к. он предполагает определенную осознанность личностью себя, своей деятельности (мотивов, результатов), своего места в обществе. Одновременно это волевой процесс, охватывающий всю жизнедеятельность: от конкретной ситуации до всего образа жизни человека. Интеллектуальная и волевая стороны тесно переплетаются с эмоционально-нравственной, составляя сложную картину самоизменения личности. Таким образом, в процессе самосовершенствования проявляется духовный мир человека: его нравственность, интеллект, воля и эмоции.

С целью формирования и развития у курсантов вузов МВД России способности к самосовершенствованию этот процесс должен быть скоординированным с направляемым извне педагогическим воздействием. Курсант, как любой обучаемый, должен быть не только развиваемым, совершенствуемым извне, но и обучающим и развивающим себя, самосовершенствующимся изнутри. Этого можно достичь с помощью технологий саморазвития личности - адекватной организации внешней части педагогического процесса, включения в него специальных целей, содержания, методов и средств.

Обобщая изложенное, необходимо отметить, что успешность профессиональной деятельности сотрудников ОВД обусловлена уровнем их профессиональной компетентности. Эффективность процесса профессиональной подготовки курсантов в вузе МВД России в значительной степени зависит от их способностей к самообучению и самовоспитанию, от развитости у них умений и навыков самообразования, направленности в профессиональной деятельности на непрерывное самосовершенствование.

Использование в учебно-воспитательном процессе методов активного обучения создает предпосылки формирования и развития у курсантов потребностей и внутренней мотивации к непрерывному самоизменению, активности и творчества в учении, способностей, умений и навыков самообразования и самовоспитания, необходимых профессионально-личностных качеств.

В заключение необходимо отметить: организация учебно-воспитательного процесса вуза МВД России с учетом обозначенных ориентиров является мощным средством активизации самосовершенствования обучаемых, способствует повышению эффективности профессиональной подготовки сотрудников ОВД.

ЛИТЕРАТУРА

1. Деркач, А. А. Акмеологические основы развития профессионала / А. А. Дер-кач. - М., Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК, МПСИ, 2004. - 752с.

2. Кронбергская Декларация о будущем процессов приобретения и передачи знаний [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.ifap.ru/ofdocs/rest/kronberg.pdf.

3. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М. : Знание, 1996. - Х308 с.

4. Маслоу, А. Самоактуализация (Психология личности : Тексты) / А. Маслоу. - М. : Изд-во МГУ, 1982. - 210 с.

5. Секач, М.Ф. Психология здоровья. Учебное пособие для ВУЗов / М.Ф. Секач. - М. : Академический проект (Москва), 2005. - 191 с.

6. Юридическая педагогика / под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 895 с.

Контактная информация: kupava@buimvd.ru

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle