Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Евсеев С. П.

Адаптивная физическая культура в России - становление, развития, перспективы

Около 10 лет назад в России появился термин «Адаптивная физическая культура». Именно тогда в Санкт-Петербургском государственном университете физической культуры им. П.Ф. Лесгафта была создана первая в России кафедра «Теории и методики адаптивной физической культуры».

К этому времени в образовательном учреждении высшего профессионального образования им. П. Ф. Лесгафта был накоплен опыт обучения студентов-заочников с нарушениями слуха и опорно-двигательного аппарата. Энтузиастами этой идеи были: Д. Ф. Мосунов, В. И. Кебкало (кафедра плавания), В. П. Жиленкова (Федерация физической культуры и спорта инвалидов Ленинграда). В 1991/92 учебном году при кафедре теории и методики физической культуры была открыта специализация «Физическая культура и спорт инвалидов». Разработкой учебной программы этой специализации и проведением занятий со студентами занимались Т. В. Федорова и Л. В. Шапкова. Большую помощь им оказали Ю. Ф. Курамшин (заведующий кафедрой), Т. А. Шанина, а также Специальный Олимпийский комитет Санкт-Петербурга (С. В. Гутников, Т. А. Шамрай), Федерация физической культуры и спорта инвалидов города (В. П. Жиленкова). Было осуществлено 3 выпуска специалистов по физической культуре и спорту, специализирующихся по работе с инвалидами. Опыт реализации данной специализации показал необходимость разработки новой для нашей страны специальности - адаптивная физическая культура или физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

Для претворения в жизнь этой идеи в апреле 1995 г. была создана кафедра теории и методики адаптивной физической культуры (ТиМАФК). Ее заведующим стал и до настоящего времени является автор этих строк, инициировавший организацию данного структурного подразделения в академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта. В 1995/96 учебном году был осуществлен первый набор студентов по этой кафедре, которых было 22 человека, из них 4 инвалида.

В сентябре 1999 года в академии им. П. Ф. Лесгафта на базе кафедры ТиМАФК был открыт первый в России факультет адаптивной физической культуры, в состав которого были включены три кафедры:

  • теории и методики адаптивной физической культуры,
  • спортивной медицины и лечебной физической культуры,
  • специальной психологии и психиатрии.

Его возглавил и до сегодняшнего дня возглавляет автор этих строк.

В ноябре 2000 г. в составе факультета адаптивной физической культуры была образована кафедра «Гидрореабилитации и технологий физкультурно-спортивной деятельности», которой стал руководить, и продолжает это сейчас доктор педагогических наук, профессор Д. Ф. Мосунов - основатель теории и методики гидрореабилитации и гидропедагогики (термин Д. Ф. Мосунова) в нашей стране.

В июне 2003 г. в составе факультета адаптивной физической культуры была открыта еще одна новая бюджетно-хозрасчетная кафедра «Современной хореографии и танцевальной терапии». Заведующий кафедрой - директор компании-студии «Канон-Данс» В. Г. Каспаров.

Таким образом, за десять лет, прошедших с момента образования кафедры ТиМАФК, она разрослась в факультет адаптивной физической культуры, включающий в себя, пять кафедр. Естественно, это необходимо учитывать при оценке роли кафедры ТиМАФК в становлении этого вида социальной практики в России и странах СНГ.

Итак, что же было сделано преподавателями и сотрудниками кафедры, факультета за десять лет?

1. Прежде всего, коллектив кафедры ТиМАФК приступил к разработке пакета документов, необходимых для открытия новой специальности высшего профессионального образования - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами и установленным порядком.

К июню 1996 г. были разработаны следующие документы:

  • обоснование научной и практической значимости предлагаемой новой специальности;
  • отличительные признаки специальности адаптивная физическая культура от существующих в высшей школе;
  • перспективы развития адаптивной физической культуры и прогнозируемая потребность на рынке труда;
  • проекты ГОССТАНДАРТА и примерного УЧЕБНОГО ПЛАНА.

2. После создания перечисленных документов их необходимо было защитить в учебно-методическом объединении по образованию в области физической культуры и Межведомственном экспертном совете по государственным образовательным стандартам. Это и было сделано в июне и июле 1996г. В результате чего 24 июля 1996 г. приказом № 1309 Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию специальность 022500 - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) было открыта и включена в Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования. Необходимо подчеркнуть, что при решении данных вопросов большую помощь оказали представители Госкомвуза России В. Д. Шадриков, В. Г. Щербаков и А. В. Минаев, Госкомспорта России - П. А. Виноградов, А. В. Царик, В. Д. Чепик, А. П. Слободян, Т. С. Стогова, а так же председатель учебно-методического объединения по образованию в области физической культуры В. В. Кузин и проректор этого объединения А. И. Исмаилов.

В том же 1996 году в государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 521900 - Физическая культура была включена магистерская программа «Адаптивная физическая культура». Это было сделано по инициативе автора данной статьи с поддержкой всех выше перечисленных коллег.

3. После осуществленных преподавателями кафедры ТиМАФК основательной доработки и совершенствования проектов ГОССТАНДАРТА и примерного УЧЕБНОГО ПЛАНА по специальности 022500 - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) 9 июля 1997 г. первым заместителем Министра общего и профессионального образования Российской Федерации В. М. Жураковским был утвержден государственный образовательный стандарт первого поколения по этой специальности. Учитывая реальную помощь в доработке Госстандарта, в состав авторского коллектива этого документа, в добавлении к сотрудникам кафедры ТиМАФК СПбГУФК им. П. Ф. Лесгафта, были включены 4 представителя Российской государственной академии физической культуры (РГАФК). Итак, авторами Госстандарта являются:

  • от СПбГУФК им. П. Ф. Лесгафта - В. У. Агеевец, С. П. Евсеев (руководитель коллектива разработчиков), В. Е. Каган, В. А. Лисовский, Л. В. Шапкова, Т. В. Федорова, И. К. Шац, С. Ф. Курдыбайло, А. С. Мотылева, В. И. Панова, В. П. Жиленкова;
  • от РГАФК - В. В. Кузин, А. И. Исмаилов, С. Н. Попов, Н. О. Рубцова.

В июне 2000 г. были утверждены госстандарты по специальности 022500 - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) и направлению 521900 - Физическая культура с магистерской программой 521915 - Адаптивная физическая культура второго поколения, которые по составу дисциплин и их дидактическим единицам не принципиально отличались от госстандартов первого поколения.

В настоящее время более 50 вузов (физической культуры, педагогических, медицинских, а также классических университетов) осуществляют образовательную деятельность по специальности и направлению (магистерской программе) по адаптивной физической культуре.

4. Ряд преподавателей кафедры ТиМАФК академии им. П. Ф. Лесгафта под руководством автора данной публикации в 2000 г. принял участие в разработке двух государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по специальности 0323 - Адаптивная физическая культура - базового и повышенного уровней (с присвоением выпускникам квалификации - педагог по адаптивной физической культуре). В 2001 г. были утверждены эти госстандарты первого поколения, а в 2004 г. после соответствующей доработки - второго. В настоящее время более 10 образовательных учреждений среднего профессионального образования (техникумов, колледжей, училищ) осуществляют подготовку педагогов по адаптивной физической культуре. Огромную помощь в продвижении специальности адаптивная физическая культура в систему среднего профессионального образования оказали В. Е. Корчагина и Т. С. Стогова (Госкомспорт России).

5. В 2000г. преподавателями кафедры ТиМАФК было составлено содержание проблемного поля адаптивной физической культуры для включения его в краткий паспорт специальности научных работников 13. 00. 04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры, что и было сделано Министерством науки и технологий Российской Федерации в этом же году.

6. По инициативе декана факультета адаптивной физической культуры академии им. П. Ф. Лесгафта в 2000 г. был учрежден новый для России ежеквартальный журнал «Адаптивная физическая культура», который с этого же года регулярно издается СПбГУФК им. П. Ф. Лесгафта, Международным университетом семьи и ребенка им. Рауля Валленберга и Специальным Олимпийским комитетом Санкт-Петербурга. Этот журнал включен на основании решения Президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации, состоявшегося в январе 2003 г., в Перечень ведущих научных журналов и изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора наук.

7. В 2000г. деканом факультета адаптивной физической культуры СПбГУФК им. П. Ф. Лесгафта совместно с начальником управления Госком-спорта России А. В. Цариком подготовлены предложения в Министерство по труду и социальному развитию Российской Федерации о внесении в перечень должностей работников физической культуры и спорта двух новых должностей: тренера-преподавателя по адаптивной физической культуре (включая старшего) и инструктора-методиста по адаптивной физической культуре (включая старшего). Постановлением от 18. 02. 2000г. № 20 Минтруд России утвердил эти должности и включил их в соответствующий перечень.

Однако для того, чтобы добиться соблюдения Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, утвержденных ООН в 1993г., в области адаптивного спорта, необходимо претворить в жизнь концепцию дополнительного образования в области адаптивной физической культуры, разработанной С. П. Евсеевым и Д. С. Евсеевым в 2004г. и опубликованной в журнале «Адаптивная физическая культура» (№4(20), 2004, с. 2-7). И, прежде всего, следует утвердить нормативно-правовую базу для полноценной работы учреждений дополнительного образования адаптивно-спортивной направленности, как это сделано, например, на Украине.

8. Преимущественно силами преподавателей факультета адаптивной физической культуры академии им. П. Ф. Лесгафта в период с 1998 по 2005 годы подготовлены информационно-методические материалы для студентов по основным общепрофессиональным дисциплинам и дисциплинам специальности Госстандарта. К наиболее значимым из них можно отнести:

  • учебник «Теория и организация адаптивной физической культуры» (под общ. редакцией С. П. Евсеева, 2002 г.);
  • учебное пособие «Адаптивная физическая культура» (авторы: С. П. Евсеев, Л. В. Шапкова, 2000 г.);
  • учебное пособие «Частные методики адаптивной физической культуры» (под общ. редакцией Л. В. Шапковой, 2003 г.);
  • учебное пособие «Врачебный контроль в адаптивной физической культуре» (авторы: С. Ф. Курдыбайло, С. П. Евсеев, Г. В. Герасимова, 2003 г.);
  • учебное пособие «Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры» (авторы: С. П. Евсеев, С. Ф. Курдыбайло, В. Г. Сусляев, 2000 г.);
  • учебное пособие «Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и инвалидов» (авторы: В. А. Лисовский, С. П. Евсеев, В. Ю. Голофеевский, А. Н. Миронов, 2001 г.);
  • учебное пособие «Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре» (авторы-составители: С. П. Евсеев, О. Э. Аксенова, 2004г.);
  • учебное пособие «Частная патология (внутренние болезни)» (авторы: В. А. Лисовский, В. Ю. Голофеевский, 2004 г.);
  • учебно-методическое пособие «Адаптивная физическая культура в школе. Начальная школа» (автор О. Э. Аксенова, под ред. С. П. Евсеева, 2003г.);
  • методическое пособие «Адаптивная физическая культура в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (при заболеваниях детским церебральным параличом)» (под ред. А. А. Потапчук, 2003 г.);
  • методическое пособие «Физкультурно-оздоровительные технологии при нарушениях опорно-двигательного аппарата у детей» (под ред. А. А. Потапчук, 2004 г.) и др.

В настоящее время подготовлено второе издание первого тома учебника «Теория и организация адаптивной физической культуры», а также написан и сдан в издательство «Советский спорт» второй том этого учебника, выход в свет которого планируется в 2005 году.

9. Преподавателями факультета адаптивной физической культуры академии им. П. Ф. Лесгафта подготовлено 12 примерных (типовых) программ по дисциплинам Госстандарта по адаптивной физической культуре, 2 программы подготовлено также кафедрами физиологии (авторы А. С. Солодков, Ю. Н. Королев) и теории и методики физической культуры (автор Ю. Ф. Курамшин). Таким образом, преподавателями академии им. П. Ф. Лесгафта подготовлено 14 примерных (типовых) программ, изданных учебно-методическим объединением по образованию в области физической культуры и спорта с выходными данными Министерства образования Российской Федерации для использования во всех вузах, осуществляющих подготовку кадров по адаптивной физической культуре.

10. По инициативе факультета адаптивной физической культуры СПбГУФК им. П. Ф. Лесгафта и Специального Олимпийского комитета Санкт-Петербурга, а также при активной поддержке начальников управления Госкомспорта России П. А. Виноградова и Н. В. Паршиковой в Санкт-Петербурге в 2003, 2004 и 2005 годах проведены Всероссийские универсиады по летним видам спорта среди студентов, обучающихся по специальности адаптивная физическая культура. Основной задачей этих универсиад была апробация системы организации и проведения соревнований по профессионально-ориентированным видам спортивной деятельности. Данные мероприятия способствовали привлечению внимания населения нашей страны к проблеме интеграции инвалидов в общество.

11. Участие декана факультета адаптивной физической культуры СПбГУФК им. П. Ф. Лесгафта в Паралимпийских играх 2000г. (Сидней, Австралия), 2002г. (Солт-Лейк-Сити, США), 2004 г. (Афины, Греция) позволило создать учебные видеофильмах об этих крупнейших международных соревнованиях инвалидов и использовать их в учебном процессе при обучении студентов.

12. Преподаватели факультета адаптивной физической культуры академии им. П. Ф. Лесгафта активно участвовали в проведении выездных курсов повышения квалификации практических работников отраслей физическая культура, образование, социальная защита населения по вопросам адаптивной физической культуры. Так, только за последние пять лет такие курсы организованы в Костроме, Екатеринбурге, Сыктывкаре, Череповце, Брянске, Хабаровске и других городах России.

13. Курсы повышения квалификации и семинары по адаптивной физической культуре с преподавателями высшей школы проводились сотрудниками факультета и в странах СНГ: Казахстане, Азербайджане (дважды), Белоруссии, Украине.

14. По инициативе декана факультета адаптивной физической культуры СПбГУФК им. П. Ф. Лесгафта, ныне директора Санкт-Петербургского научно-исследовательского института физической культуры, при активной поддержке сотрудников Госкомспорта России П. А. Виноградова, Н. В. Паршиковой, А. Г. Абаляна, В. Б. Данилова и президента Федерации физической культуры и спорта инвалидов России Л. Н. Селезнева в 2004г. впервые для нашей страны введены комплексные научные группы сборных команд России по паралимпийским видам спорта, чем уравнены в правах члены сборных команд по олимпийским и паралимпийским видам спорта (приказ Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму от 09 августа 2004г. № 44).

15. Факультет адаптивной физической культуры СПбГУФК им. П. Ф. Лесгафта совместно с Первым государственным медицинским университетом им. академика И.П. Павлова, Институтом раннего вмешательства и двумя университетами из Англии и Финляндии получили грант Европейского союза для разработки содержания нового для России Госстандарта по физической терапии (реабилитации) в контексте Болонского соглашения. Работа по этому гранту началась в апреле 2005 г.

В заключение можно сделать вывод о том, что кафедра ТиМАФК академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта и структурные подразделения, созданные на ее базе, внесли существенный вклад в становление адаптивной физической культуры в России и странах СНГ, в формирование ее образовательного, научного, правового и информационного пространства.

Однако, подводя итог 10-летней работы, необходимо констатировать, что для дальнейшего развития адаптивной физической культуры в России, необходимо решить целый ряд проблем. Наиболее важными из них являются:

  • недооценка представителями специального (коррекционного) образования роли и места системы дополнительного образования, особенно физкультурно-спортивной направленности, в модернизации специального образования, интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в массовые общеобразовательные учреждения и социум;
  • недостаточное внимание специалистов социальной сферы (образования, здравоохранения, социального обеспечения, физической культуры и спорта) к средствам и методам адаптивной физической культуры, недооценка их роли и места в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья, в повышении их реабилитационного потенциала и уровня качества жизни;
  • чрезмерная ориентация представителей отрасли физической культуры и спорта на спортивные достижения занимающихся в системе дополнительного образования в области адаптивной физической культуры, недостаточное внимание к формированию их жизненной компетенции;
  • существенные ограничения возможностей детей-инвалидов в занятиях адаптивным спортом в «Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей», в котором говорится, что «с детьми-инвалидами проводится индивидуальная работа по месту жительства»; это по существу налагает запрет на спортивную деятельность, предполагающую участие в соревнованиях, коллективные взаимодействия (особенно в игровых видах спорта), поездки к местам состязаний (в том числе и за рубеж);
  • отсутствие нормативно-правовой базы для государственной системы дополнительного образования в области адаптивной физической культуры (о численном составе групп занимающихся, максимальном объеме и режимах учебно-тренировочной работы на различных ее этапах, об оплате труда специалистов по адаптивной физической культуре, об их категорировании и др.);
  • отсутствие в Единой всероссийской спортивной классификации (ЕВСК) разрядных норм и требования для присвоения детям-инвалидам юношеских разрядов в 78% видов спорта для незрячих и в 64,3% — для лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
  • непредставленность в Едином календарном плане всероссийских и международных спортивных мероприятий соревнований для детей-инвалидов, что крайне затрудняет формирование у них мотивации для занятий адаптивным спортом;
  • полная неприспособленность практически всей спортивной инфраструктуры к потребностям и нуждам лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов;
  • практически полное отсутствие интереса средств массовой информации к адаптивному спорту, в том числе к крупнейшим соревнованиям - Пара-лимпийским играм, играм Специальной Олимпиады и др.;
  • неприспособленность жилья и транспорта к проблемам лиц с ограниченными возможностями здоровья, особенно с поражениями опорно-двигательного аппарата (колясочников) и органов зрения;
  • до настоящего времени имеется острый дефицит тренеров-преподавателей по адаптивному спорту; ориентация большинства вузов, осуществляющих подготовку кадров по адаптивной физической культуре, на ее лечебное или реабилитационное направления; невостребованность в вузах специализации «Спортивная подготовка инвалидов (адаптивный спорт)»;
  • невозможность поступления в вузы физической культуры (на специальность 022300 - Физическая культура и спорт) спортсменов-инвалидов, добившихся серьезных достижений в адаптивном спорте.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle