Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Данилейко М.С.

Адаптация детей с нарушениями поведения к школьным условиям средствами физической рекреации

На современном этапе развития образовательной системы в средней школе существует острая потребность в изучении, профилактике и коррекции негативных явлений в поведении первоклассников при адаптации их к условиям школы.

Задачами данного исследования являются:

  • исследования коррекции поведения ребенка средствами физической рекреации,
  • апробация методики физической рекреации с целью коррекции поведения младших школьников.

Учащиеся первых классов после учебных занятий посещают уроки в секциях дополнительного образования, а именно настольного тенниса и спортивных танцев. Эти спортивные направления нами выбраны по двум причинам, во-первых, это - парная деятельность, которая требует умения совместного принятия решения в управлении своими действиями и действиями партнера. Во-вторых, в спортивных танцах наблюдается элемент сотрудничества, взаимодействия между детьми, в отличие от настольного тенниса, где ярко выраженную направленность имеет элемент соперничества между ними.

Мы предположили, что занятия физической рекреацией с детьми асоциального типа поведения с учетом их индивидуально-психических особенностей позволят ускорить процесс адаптации школьников к учебной деятельности и окажут положительное влияние на изменение стереотипа поведения занимающихся.

Педагогический эксперимент проводился в четыре этапа. В эксперименте приняли участие учащиеся первых классов школ № 156 и № 619 Калининского района Санкт-Петербурга (n=40). Педагогам, работающим в классах, была предложена схема социальной адаптации, разработанная Э.М. Александровской (1984), для определения уровня социализации ребенка в различных сферах учебной деятельности.

На начальном этапе занятия по этой методике проводились в конце каждой учебной недели первой четверти и далее два раза в месяц в течение всего учебного года. На основании полученных данных нами были определены группы адаптированных и дезадаптированных учащихся. Учащиеся, испытывающие затруднения в восприятии норм школьной жизни, отобранные по схеме наблюдения социальной адаптации, составили экспериментальную и контрольную группы.

На втором этапе исследования определялись индивидуально-типологические различия между адаптированными и дезадаптированными учащимися. В группу дезадаптированных детей попали ученики с нарушениями в эмоциональной сфере, условно мы выделили две формы проявления нарушений: агрессивная и депрессивная. На третьем этапе исследования проводились контрольные испытания физической подготовленности детей и замерялись показатели их самочувствия, активности и настроения.

На четвертом этапе исследования проводилось сравнение изменений психологических и социальных показателей за учебный год адаптированных учащихся и учащихся контрольной и экспериментальной групп.

Результаты проведенного педагогического эксперимента представлены в таблицах 1 и 2.

Сравнительная характеристика адаптированных и дезадаптированных учащихся до эксперимента (среднее арифметическое и t-критерий Стьюдента) 



Сравнительная характеристика адаптированных и дезадаптированных учащихся после эксперимента (среднее арифметическое и t-критерий Стьюдента)



ВЫВОДЫ

Таким образом, полученные данные, касающиеся положительной динамики показателей интеллектуального и психического состояний занимающихся, а также физической подготовленности и социализации, бесспорно, свидетельствуют об эффективном комплексном влиянии занятий по специально разработанной методике рекреационных занятий с учетом индивидуальных особенностей занимающихся на состояние психики, организма и социальной адаптации учащихся первых классов. Эффективность данной методики заключается в том, что в течение учебного года у испытуемых происходит устойчивое увеличение энергетических резервов и социальных контактов, а также готовности к их реализации. Данные изменения сопровождаются устойчивым эмоциональным фоном.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бальсевич, В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи/В.К. Бальсевич//Физ. культ.: воспитание, образование, тренировка, 1996. - № 1. - С. 23-25.
  2. Вишневский, В.А. Системный подход к организации оздоровительной работы в образовательном учреждении /В.А. Вишневский// Теория и практика физ. культуры. - 2003. - N 4. - С.39-44
  3. Зайцев, Г.К. Потребностно-мотивационная сфера физического воспитания студентов /Г.К. Зайцев//Теория и практика физической культуры. -1993. - N.7. -С.21-24.
  4. Мухина, А.В. Особенности рекреационных занятий с отягощениями со школьниками - инвалидами по зрению. Автореф. дис. ...канд.пед.наук/А.В. Мухина; СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта. - СПб., 1999. -27с.
  5. Платонова, Т.В. Система комплексного воздействия методик здорового образа жизни в интересах физического и психического здоровья человека. Автореф. дис. ...канд. пед. наук/Т.В. Платонова. - СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта. - СПб., 2003. - 23с.
  6. Соленова, Р.И. Подготовка детей 6-8 лет к обучению в школе средствами физического воспитания. Автореф. дис... канд. пед. наук /Р.И. Соленова. - Краснодар: ГАФК, 1999 - 23с.
  7. Шитикова, Г.Ф. Теоретико-методические основы физической рекреации школьников /Г.Ф. Шитикова//Актуальные проблемы теории и методики физической культуры как-учебной дисциплины. - Л., 1986. -59 с.
  8. Шпитальная, О.А. Физическая рекреация младших школьников с проблемами интеллекта в условиях детского дома./ О.А. Шпитальная; СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб, 2000 - 22с.
  9. Александровская, Э.М. Проблемы адаптации детей и подростков/ Э.М. Александровская, Г.Н. Сердюковская, С.М. Громбах; Под ред. Г.Н. Сер-дюковской, С.М. Громбаха. - М.: [б.и.], 1984 - 137с.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle